МЕНЮ
Три акмеиста
Авторский цикл Ксении Волоховой

  • лектор: кандидат филологических наук, доцент кафедры искусствоведения в Театральном институт им. Бориса Щукина.
  • 3 лекции, более 5 часов видео
  • все лекции доступны для просмотра сразу после оплаты
  • доступ к материалам предоставляется навсегда
  • стоимость курса 2200 рублей.
О курсе
Три лекции о трёх поэтах-акмеистах — птенцах одного гнезда, почти ровесниках, чьи судьбы сложились столь по-разному, что невольно задумываешься о роке и выборе, о судьбе и случайности, о безжалостной громаде революции и горькой малости человека.

Один из трех был расстрелян в августе 1921 года. Другой через год, в сентябре 1922, навсегда покинул Отечество, увезя с собою, в себе, в своих строках, которым предстоит родиться на чужбине, пронзительную ясность русского языка. Третий после августа 21го откликнулся на гибель друга и учителя переводами стихов гильотинированного поэта и, почти оставив на долгие годы лирику, погрузился в мир чужого слова, оставшись в родной земле.
Программа курса
  • Николай Гумилев
    О Гумилеве много сказано за последние 20-30 лет, когда он был возвращен в русскую литературу. Его представляли забытым гением, жертвой большевиков, сияющим рыцарем Белого движения, охотником и конквистадором русской лирики и т. д. и т. п. Впоследствии был написан рад биографических книг, научных работ, защищено немало диссертаций, издано множество книг, его творчество даже вошло в школьную программу, что сделало его Классиком-классиком и всё же... он так и остался тем, кого Ахматова назвала: «поэт еще не прочитанный». Как и предсказывала Ахматова, в нём видят озеро Чад и жирафа, и «прочую маскарадную рухлядь».

    Гумилёв был наследником Лермонтова и Тютчева, умевшим видеть скрытое величие обыденного; приблизить и сделать близкими дальние миры — и не только те, что скрыты за морями-океанами, но ещё более те, что созданы воображением Гомера и Гёте, Челлини и Андрея Рублёва. Он создавал и создал нового читателя, который войдёт в литературу спустя не одного десятилетие после его гибели. Он учил поэзии как ремеслу, не уставая очаровывать и очаровываться ее тайной.

    Гумилёв стоит у истоков теории стихотворных переводов, которая требует максимальной близости к оригиналу, сохранению фонетического и ритмического рисунка первоисточника. Вместе с К. Чуковским он формирует школу перевода ХХ века.

    Гумилёв был философом и визионером, способным погрузиться в далекое прошлое и ускользающее будущее; ему была ясна иррациональная логика сна, грёзы и прозрения. И он умел говорить на этом языке.

    Одним словом, Жираф, изысканный и африканский, прославивший Гумилёва, обманул и нас, и плачущую собеседницу тонкими руками обнявшую колени...
    01
  • Георгий Иванов
    Судьба Георгия Иванова — типичная и страшная судьба русского эмигранта первой волны. Рига — Берлин — Париж — тоска «без конца и без края»... И где бы ни был — вечный мотив невозможного возвращения и невозможного же расставания с Отечеством, потому что в сумятице дней, в кружении вопросов без ответа и «портретов без сходства», в реках строк — то, без чего ни дышать, ни быть невозможно: русский язык. Единственный, мучительный, не лгущий, победительно прекрасный, в себе сохранивший покинутое, отнятое, утраченное, изгнавшее.

    До 1921 года поэзия была частью его жизни. Жизни, в которой были «Цех поэтов», Гумилёв, Кузмин, Адамович, «Бродячая собака», каменные львы петербуржских мостов, поэтические сборники, «бессонные споры» и даже катастрофа революции и попытки сотрудничества с новой властью. После эмиграции поэзия стала жизнью. Только в ней и жили те и то, что было настоящим, что было им. Вероятно, именно поэтому там его поэтический дар расцвёл. «Первый поэт эмиграции» и даже «единственный поэт эмиграции» - так называли его современники, говорившие с ним на одном языке.

    Георгий Иванов автор одного из первых романов о ХХ веке, в котором описана бесславная кончина «человека чувствующего» - «Распад атома». Текст, в котором мерзость телесного мира слита с бессильной нежностью разучившегося любить мещанина; текст, в котором Достоевский, Мопассан, Блок и Золя куражатся в жутком танце наркотического сна; текст, в котором автор прощается с Человеком и приветствует «мировое безобразие».

    Георгий Иванов стал одним из первых мемуаристом последних дней Империи. Его обвиняли в предвзятости, лживости, неточности, etc. Насколько были правы обвинители? Лгал ли он сознательно?.. В любом случае его «Китайские тени» и «Петербургские зимы» сохранили осколки былого, став частью едва ли обозримого витража исчезнувшей эпохи.
    02
  • Михаил Зенкевич
    Имя Михаила Александровича Зенкевича скрыто для многих любителей поэзии не только толщей лет, не только сияющими именами его собратьев по акмеизму, но и долгим поэтическим молчанием, последовавшим за расстрелом Гумилёва. Мемуарная проза, нечастые поэтические сборники, стихи «в стол» и огромная переводческая деятельность. Зенкевич познакомил советского читателя с творчеством американских поэтов, найдя в них им утраченные «дикие» миры.

    Зенкевич — певец плоти, зачарованный варварской красотою кровавой схватки, безжалостностью палача, торжеством разрушительных страстей. Его язык так далёк от символических туманов, что кажется невероятным, что он жил в то же время, что и Блок, Белый.

    Но — он плоть от плоти «отца символизма» - Бодлера, чьё творчество было источником его вдохновения. А ещё - наука. Кипящее желание проникнуть в глубины прошлого — гигантского и грозного, еще не опошленного присутствием в нём человека.

    Поэт-учёный. Поэт-переводчик. Поэт- богоборец. Михаил Зенкевич.

    03
ЛЕКТОР
Кандидат филологических наук. Доцент кафедры искусствоведения в ТИ им.Б.Щукина. Читает курс «История западноевропейской литературы»; «Методика интерпретации художественного текста» (режиссёрский факультет); ведет семинар по работе над текстами с магистрантами-драматургами. Около 20 лет работала на кафедре русского языка как иностранного в РАТИ-ГИТИС. Там же читала на продюсерском и театроведческом факультетах курс «История русской литературы».
Имеет ряд публикаций как театральных (рецензии и отзывы на спектакли), так и литературоведческих и методологических.

КСЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА ВОЛОХОВА
Задайте вопрос или поделитесь впечатлениями :)
Мы с удовольствием отвечаем на ваши письма