МЕНЮ
Психология человеческой судьбы, или почему надо читать книги
Авторский курс профессора Жаринова

  • 8 лекций, более 13 часов видео
  • список литературы для каждой лекции
  • смотрите в удобное время с момента оплаты
  • доступ к материалам открывается навсегда
  • стоимость 4950 рублей
О курсе
Совет о пользе чтения похож на совет о вреде курения. Все знают, но никто не выполняет. Наверное, мешает неверие в то, что это поможет в жизни. Против неверия есть вера, а в помощь вере — знание. За этим знанием мы и отправимся. Как в волшебной сказке мы покинем привычный мир, попадём в дивный мир литературы, узнаем, связан ли он с нашей жизнью и, если повезёт, вернёмся назад. Самим нам не справиться и нам понадобится волшебный наставник. Обычно это молчаливые, обладающие окладистой седой бородой и посохом столетние старцы. Но наш волшебный наставник не такой. Это обычный, совершенно не старый ещё профессор, да и от образа профессора у него только очки. Он не молчалив, но любит, чтобы его слушали молча.

Итак, первый вымышленный мир — фэнтези. Откуда, вообще, взялось это фэнтези? Оно взялось из рыцарских романов, мифологии, протестантского сознания средневековья, которое осмеливается вести диалог с дьяволом. Мы узнаем, что «Властелин колец» Дж. Толкина связан с германским мифом и со 2-ой мировой войной.

Детектив. Жанр начинается с эстетики романтизма. Эстетики возвышенного, хотя кажется, что спускаешься в преисподнюю. Мы узнаем три главных вопроса детектива: кто убил? как убил? зачем убил? Мы узнаем, что каждый детектив, это убийца, случайно принявший сторону света. Вы ещё уверены, что хорошо знаете своих родственников?

Роман ужаса. Но что может нас напугать? Нас, знающих всё и не верящих ни во что. Маньяки и вампиры? Нет. Иррациональность мира. Ужас, это когда связи потеряны и нет выхода. Это потому, что романтики отвергли Христа и христианскую нравственность.

Исторический роман. Реальность, прошедшая, но реальность. Исторические факты, как и исторические личности в этих романах на втором плане. На первом же, люди нам не известные, но эти люди нам понятнее всяких там королей.

Научная фантастика. Снова вымысел, но в основе есть научная гипотеза. Смоделирован новый мир. Часто это будущее. Но мы обнаруживаем, что наш современный мир, это мир, вымышленный кем-то в прошлом.

Мелодрама. Все люди в мире, это мужчины и женщины. Чтобы там ни говорили, а нет других. Говорят, это женский жанр, но это потому, что мужчин всегда не хватает. Войны ведь продолжаются. А вообще, мелодрамы есть: современные, исторические, фантастические, мифологические, земные, небесные, подводные. Да что там говорить, человек появился от союза Геи-земли и Урана-неба.

Вот с таким знанием мы вернёмся в повседневность. Волшебный профессор растворится. Но, возможно, мы сами сможем стать наставниками, хотя бы своим детям.
КУПИТЬ
ПРОГРАММА КУРСА
  • Психология человеческой судьбы, или почему надо читать книги?
    Есть понятие психологии человеческой судьбы, и каждый из нас живёт по определённому жизненному сценарию.

    • Как он складывается?
    • Что формирует этот жизненный сценарий?
    • Какие бывают типы этих сценариев?

    Сценарий победителя и сценарий лузера, как они формируются и как в этом участвуют книги?
    1
  • Массовая беллетристика. Что это?
    Мы продолжим наш разговор о жизненном сценарии и о том, как на него могут повлиять книги. Цель наших лекций – сформировать список книг, которые вы и ваши дети с удовольствием прочитаете в свободное время.

    Наша лекция посвящена массовой беллетристике.

    • Когда она возникла?
    • Какие жанры в неё входят?
    • Как она связана и с протестантской этикой, и с классическим романтизмом?
    2
  • Жанр фэнтези
    • Что такое жанр фэнтези?
    • Как он возник?
    • Каких авторов можно считать классиками этого жанра?

    Джон Р. Р. Толкин, Терри Пратчетт, Джоан Роулинг, Стивен Кинг, Урсула Ле Гуин – имена только некоторых писателей, которых мы будем говорить.

    Кроме известных массовому читателю авторов, расскажем об авторе «Брийского цикла» Джиме Вульфе, авторе серии «С.И.Л.В.Е.Р» и «Белой ведьмы» Танит Ли и о лауреате Всемирной премии фэнтези. Авторе романа «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» Сюзанне Кларк.
    3
  • Детектив классический и детектив крутой
    В чём разница? Детектив - романтический жанр. Норберт Винер и его «Кибернетика» и детектив эпохи нуара в кинематографе.

    Кто является героем классического детектива, а кто героем детектива в стиле нуар? На эти вопросы мы и постараемся ответить на лекции.
    4
  • Роман ужаса
    Ещё один популярный жанр массовой беллетристики. Кто-то может возразить, что мы уже говорили о С.Кинге, мол, стоит ли возвращаться к этой теме. Но С. Кинг - это далеко не единственный представитель жанра, который насчитывает двухсотлетнюю историю.

    Родился он в русле литературы предромантизма. Его родоначальником считается Х.Уолпол, а роман «Замок Отранто» - первое произведение, написанное в жанре романа ужаса.

    Сюда же можно отнести страшные новеллы Гофмана, страшные повести Гоголя, «Гробовщик» Пушкина, «Концерт бесов», любимое произведение Булгакова, «Лафертовскую маковницу» Погорельского, «Вечера на Хопре» Загоскина, «Упырь» А.К.Толстого, «Дракулу» Б.Стокера и многое другое.

    А из современников - это Лавкрафт, Штрауб, Брох, Клайв Баркер. Как видите, не Кингом единым...
    Что же привлекает людей в этом жанре?
  • Исторический роман
    Этот жанр также родился в русле европейского романтизма. Его изобрёл знаменитый Вальтер Скотт.

    Первым по-настоящему историческим романом считается «Айвенго». Он был так популярен, что во всех странах Европы началась настоящая гонка, кто сможет повторить этот успех в русле других национальных литератур.

    Загоскин, Булгарин, Бестужев-Марлинский, Вельтман, Нарежный, Ложечников, Пушкин и Гоголь приняли непосредственное участие в этой гонке. Во Франции в неё включился В.Гюго, Виньи и А.Дюма, Г. Флобер и его «Саламбо» и «Иродиада» с «Легендой о Юлиане Милостивом». В Италии - это А. Мандзони с его романом «Обречённые».

    В.Скотту удалось создать определённую схему для жанра исторического романа.

    А кто в XX веке отдел дань этому жанру?
    А. Н. Толстой и его «Пётр I». Ю. Тынянов и его «Пушкин», «Кюхля» и др.
    В.Пикуль, например, который буквально взорвал сознание советского читателя.
    А на Западе - это К.Фоллетт и его роман «Столпы земли», это У.Эко с его «Имя розы».
  • Научная фантастика
    Феномен американской научной фантастики 50-х - 60-х годов до сих пор для историков литературы остаётся до конца непознанным.

    Книги таких авторов, как Айзек Азимов, Артур Кларк, Клиффорд Саймак, Урсула К. Ле Гуин и, конечно же, Рэй Брэдбери, причислены к живым классикам. Мы будем говорить и о мирх Роберта Шекли, Гарри Гаррисона, Пола Андерсона, Фрэнка Герберта.

    Вспомним и о том, что престижные премии американской фантастики Хьюго и Небьюла сейчас завоёвывают и иностранные из авторы из Китая.

    В связи с этим будем говорить не только об американцах и англичанах, но и о Станиславе Леме и его «Солярисе», о творчестве братьев Стругацких. Вспомним немного и историю: Герберт Уэллс, Жюль Верн. Вспомним и то, что жанр родился в русле романтизма. Его «запустил» в мир Эдгар Аллан По.

    Вместе попытаемся разобраться: в чём же заключается феномен этого литературного явления.
  • Мелодрама
    Что это за жанр? Он тоже родился в русле романтизма? Или романтики, что называется, оседлали старого как мир скакуна? Если верить Ортега-и-Гассету, то вся классическая литература укладывается в формулу: простая история Хуана и Марии. Действительно так. Разве нет мелодраматического сюжета в «Илиаде» Гомера? Елена-Парис-Менелай. Похищение с помощью чар Афродиты красавицы-жены у спартанского царя и начало троянской войны, дальнейшее описание которой ляжет в основу всего последующего эпоса вплоть до «Война и мир», где треугольник: Наташа-Андрей-Пьер будет основанием для рассказа об эпопее 1812 года. А эпос - это один из родов мировой литературы.

    Как мелодрама проявила себя в эпоху романтизма и какие произведения, написанные в этом жанре, можно назвать классическими? А какие сейчас есть мелодрамы? И почему с древнейших времен ин и янь, мужское и женское, архетипы анима и анимус так надёжно застряли в нашем подсознательном? На эти и многие другие вопросы мы и постараемся ответить на нашей лекции.
ЛЕКТОР
Российский писатель, литературовед, публицист, переводчик. Профессор кафедры всемирной литературы филологического факультета МПГУ, участник программ «Игра в бисер» и «Наблюдатель» на канале «Культура».

Лекции Евгения Викторовича — это настоящая находка для читающей публики, жадной до знаний.

ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ ЖАРИНОВ
Задайте вопрос или поделитесь впечатлениями :)
Мы с удовольствием отвечаем на ваши письма