МЕНЮ
18 июня 2021, 19:30 - 21:00
Была ли у древних греков совесть? Трагедия трагедий "Эдип царь"
Стоимость билета: 350 руб. Онлайн
Дней
Часов
Минут
Секунд
О событии
Мимесис – это универсальный принцип древнегреческой эстетики. Чтобы было понятно, что это такое, древнее слово можно было бы перевести на русский язык «подражание природе». Тогда становится вроде бы понятно, но кое-что в древнем искусстве выглядит уж очень странно.⠀

Вот на театр выходят трое мужчин в полуметровых масках. На актерах ходули, в руках посохи, чтобы не упасть, говорят они нерифмованными стихами и вообще, это женские персонажи (актрис не было). И никого из зрителей это не смущало. А вот, например, растягивать время в спектакле – неправдоподобно, зрители не проверят, если за час сценического времени пройдет, скажем, целый день. А если искусство неправдоподобно, если оно не подражает природе, значит это никудышное искусство. Или вот прекрасная Елена, написанная золотыми красками – это нарядно, но некрасиво, потому что неправдоподобно. А правдоподобно нарисованный удавленник, который всех перепугал – все-таки красиво, потому что похоже на правду.⠀

Цикл лекций «Мимесис античного мира» расскажет, как появился принцип правдоподобия из древнейшей культуры времен Троянской войны и продержался всю историю средиземноморского Древнего Мира, а затем определил нормы прекрасного в христианско-европейской культуре.

БЫЛА ЛИ У ДРЕВНИХ ГРЕКОВ СОВЕСТЬ? ТРАГЕДИЯ ТРАГЕДИЙ «ЭДИП ЦАРЬ»

Когда мы читаем трагедии великих греков, нам кажется, что мы хорошо их понимаем. Но это не совсем так. Совершив неблаговидный проступок, мы мучаемся наедине с собой, и это важнее для нас, чем мнение общества. Напротив, древние греки переживали, как они будут смотреть в глаза людям, то есть страдали не от совести, а от стыда. Трагедия Софокла тем прославила автора, его народ и его эпоху, что в ней появился персонаж, который берет на себя ответственность за преступления, в которых, в общем-то, не очень и виноват, и наказывает себя, движимый индивидуальным чувством, а не диктатом общества – вот отчего «Эдип царь» по-прежнему живет в мировом репертуаре.

  • Сколько раз в древнегреческой трагедии упоминается такое качество, как совесть? (Подсчеты антиковеда В. Н. Ярхо).
  • О чем плачут дети, зарезав свою маму в трагедии Еврипида «Электра»?
  • На что сетует отец, в припадке безумия убивший сто своих детей в трагедии «Геракл»?
  • Детективное дознание: Эдип расследует дело о чуме в Фивах.
  • Ослепление собственным умом и слепота как символ мистической мудрости.
  • Как Софокл прославил человечество в трагедии «Антигона» и как он умер, читая собственные стихи?
На эти и другие вопросы постараемся дать ответ на вебинаре
Запись вебинара
На следующий день после проведения вебинара всем участникам будет выслана ссылка с записью и список литературы для самостоятельного изучения. Запись доступна для просмотра в течение недели.

Для подключения к вебинару установка дополнительного программного обеспечения не нужна. За час до вебинара вам будет отправлена ссылка на вебинарную комнату. Войти на вебинар можно с помощью любого браузера, но мы рекомендуем использовать Google Chrome.
Кандидат филологических наук, доцент кафедры всемирной литературы Московского педагогического государственного университета. Специалист по литературе и искусству немецкого романизма. Член общества Э.Т.А.Гофмана (Бамберг, ФРГ). Состоит в союзе германистов РФ. В фокусе интересов – история гротеска, проблемы комического. Искусствовед (МГАХИ им. Сурикова, 1993). Член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования. Премия А. Ф. Лосева «За лучшую научную работу в области гуманитарных исследований» (2000, 2001).
Лектор
АРСЕНИЙ ДЕЖУРОВ
Задать вопрос менеджеру
Наши контакты
2020, Все права защищены
Клуб "Точка интеллекта"

ИП Леонтьева Жанна Игоревна
ИНН 781607412857
ОГРНИП 320784700110378
Made on
Tilda