МЕНЮ

Архетипы Юнга в мировой литературе

Авторский курс Леонида Немцева

14 лекций о ключевых архетипах Карла Густава Юнга и их проявлениях в литературе, культуре и психологии.

  • 14 лекций, более 37 часов анализа и глубоких интерпретаций
  • Доступ к материалам навсегда, смотрите в удобное время
  • Стоимость курса — 9900 рублей (есть рассрочка)
Кому подойдёт курс:
  • психологам и психотерапевтам, работающим с юнгианской традицией,
  • преподавателям и исследователям литературы,
  • всем, кто интересуется архетипами, мифологией и культурой.
НАЧАТЬ ОБУЧЕНИЕ СЕЙЧАС

О КУРСЕ

Карл Густав Юнг – воплощение живой психологии. Он существенно расширил и развил открытия Фрейда и его современников, проникнув в работу воображения. Он приручил символы и образы, возникающие в наших снах. Внутренняя жизнь человека стала доступна для изучения не только посредством творческого выражения и научного навязывания.

Понимать Юнга сложно, он старался уйти в своих исследованиях так далеко, как получится, поэтому не останавливался на первых победах и не шлифовал термины. Зато он приблизил понимание человеческой природы лет на двести. Путь Юнга – это история величия и, подводящая итог всей человеческой культуре. В этом его чудо – он не отменяет предыдущий опыт новомодной концепцией, наоборот, он приводит в порядок всю историю развития человеческого сознания.

Коллективное бессознательное универсально для всех. Каждому из нас свойственны надличностные природные свойства, проявляющиеся как инстинкты. Архетипы – это и есть бессознательные образы инстинктов, врожденные части сознания.

Хорошим переводом для понятия «архетип» может служить слово «матрица», ставшее понятным, благодаря одноименному фильму 1999 года. Образец, с которого отпечатываются копии. Все копии индивидуальны, а образец нигде не существует, и тем не менее, это способ понимания каждого из нас – возвращение к истокам.

Поэтому юнгианские архетипы – это именно то, с чего вы можете начать познавать себя. Нельзя также обойтись без понятий синхронность и индивидуация. В этом курсе мы поговорим о том, как Юнг пришел к тем или иным идеям. А также о том, как пользоваться его открытиями, которые подводят итог человеческой культуре, спящей в нас и снящейся нам. Не только во сне.

Самое интересное – к чему это всё может нас привести! Когда сознательное и бессознательное хорошо взаимодействуют между собой, оставаясь противоположностями, то достигается целостность. И, надо сказать, игра стоит свеч!

Курс состоит из 14 лекций:

1. Путь Юнга
2. Персона
3. Тень
4. Мудрец
5. Дитя
6. Анима
7. Анимус
8. Мать
9. Синхроничность
10. Герой, правитель, наставник
11. Бунтарь, искатель, творец
12. Любовник, славный малый, хранитель
13. Индивидуация
14. Самость
НАЧАТЬ ОБУЧЕНИЕ СЕЙЧАС

ПРОГРАММА КУРСА

  • Путь Юнга

    Юнг был отважным исследователем. Какое-то время идя рядом с Фрейдом, он вдруг оказался в глубоком конфликте с ним. И, если бы не этот конфликт, мы до сих пор бы измеряли свою внутреннюю глубину при помощи доминирующей сексуальности (как делают в голливудских фильмах).
    Юнг не боялся обвинений в мистицизме и мечтательности и сейчас очевиден его вклад в психологию, благодаря бесценным открытиям в области архетипов, экстраверсии и интроверсии, индивидуации и коллективного бессознательного и многого другого.
    Но особенно уникален Юнг – как ученый и как гений – своей потрясающей гибкостью, открытостью ума. Перемены он принимал как признак душевного здоровья. Его учение не было статичным, оно тоже постоянно развивалось и дополнялось и, наверное, развивается дальше по тем законам, которые он сам в нём увидел. Юнг шел не от теории, а от практики, но заходил очень далеко – в область высшей психологии, мифологии и философии.
    За ним идти гораздо легче. Но сначала с ним надо познакомиться. И это не только ученый, легко объективирующий мистический опыт; не только писатель, чьи книги то закрыты наглухо, то переписывают всё, что нам до сих пор было известно; не только титан своего времени, сражавшийся с гигантами и проходивший инициацию за инициацией; не только каменщик, воздвигнувший башню, в которой получал никому не известный опыт; не только человек, психиатр, учитель…
    Это Юнг!
  • Персона

    Архетип Персоны связан с понятием маски и той ролью, которую мы выбираем в обществе. Это не совсем Я, а тот, кого я вместо себя показываю миру.
    Если отбросить маску, то человек рискует оказаться совсем безоружным перед внешним миром, он потеряет все способы социальной коммуникации. Если слишком поверить в свою Персону, как в самого себя, можно потерять свою идентичность и перестать быть собой.
    С помощью Персоны мы стараемся нравиться миру, быть удобными. И хорошо бы не заиграться, не забыть, кто мы на самом деле.
    Персона связана с имитацией и притворством. Когда реклама говорит «будь самим собой» или «ты этого достойна», она обращается не к нашей душе, а к Персоне. Ведь набор масок всегда ограничен, а душа неповторима.
    Сбросив маску, мы можем почувствовать себя беззащитными, мы окажемся на холоде, без своих картонных доспехов. И всё-таки когда-нибудь стоит подумать о себе трезво, вне сцены, на которой наша социальная роль может быть довольно удобной, иначе под ворохом декораций мы сами не услышим свой собственный крик о помощи.
    Помните, что разбираясь с архетипами, мы движемся к Самости, а ей очень хорошо, потому что у неё настоящие, а не искусственные источники тепла и света.
  • Тень

    Архетип Тени отбрасывается нашим Эго, его сложно увидеть, он всегда за спиной, но он постоянно борется за власть над нами.
    Если Тень игнорировать, она вырастет и захватит власть. Если её изгонять, она впитает в себя все силы, которые мы на неё потратили, и снова захватит власть.
    Казалось бы, положение безвыходное. Но с Тенью можно договориться только одним способом – дать ей место за Круглым столом, где собрались ваши архетипы. На то он и круглый, чтобы даже такая странная сторона нашей личности – а она может быть низменной, подлой, уродливой и трусливой – почувствовала равное уважение к себе.
    Помните историю Федоры, которая не мыла посуду? Её окружала покрытая копотью, потускневшая утварь с остатками еды. Казалось бы, утварь не имеет ценности, однако, она умеет говорить, обижается и устраивает сговор. Вот и нашу Тень иногда требуется потереть песочком и ополоснуть горячей водой. И можно увидеть, что грязная посуда, которую мы давно хотели поменять, может быть собранием ценных металлов, талантов и даже чистых нравственных качеств, о которым мы сами как-то забыли.
    В сумрачном лесу Тень может самым страшным явлением, издевающимся и несущим угрозу, но, стоит только назвать её имя, как она успокоится. Конечно, это сложно – узнать имя Тени, но, хотим мы этого или нет, только ради него мы и попадаем в дикий лес.
    Как справиться с Тенью? Надо изменить глагол «справиться» на какой-то другой, и лучше всего такие: «полюбить» и «прижать к груди».
    Мы узнаем, что Тень – это один из самых удивительных подарков коллективного бессознательного и без неё не бывает никаких подлинности и целостности.
    При этом граница между нами и Тенью – это и есть самая проблемная область психологии, которую мало кто решается переступить.
  • Мудрец

    Никто не растёт без объекта для подражания, без мудрого наставления, без желания запомнить советы того, в ком мы не сомневаемся.
    Юнг говорил, что, осознав свою Тень, наша удвоенная личность переходит к триаде – отношению с противоположным полом – и к четверице. Четвертый элемент у мужчин – Мудрый Старец, а у женщин – Хтоническая Мать.
    Юнг сам намекает на то, что Старец связан с архетипом Отца и называет его по-латыни Senex.
    За этим архетипом стоит много положительных вещей, которые тянут нас к знаниям и приводят наш мир в порядок. Наставничество, перфекционизм, уважение к традициям.
    Но есть и отрицательные стороны: страх перемен, неумение действовать без авторитетного совета, депрессия по завершении дела, а также жестокость и неоправданные самоограничения.
    Старец противостоит архетипу Ребенка, и их отношения мы, конечно же, рассмотрим в своё время. А сейчас речь пойдёт о существенных параллелях с Отцом и Отшельником. Мы касаемся архетипа, который легко выходит на образ пророка и позволяет нам слышать голос Бога.
    Хотя под видом гласа Божьего с нами может говорить наша Тень, как это отражено в анекдотах (где часто подчеркивается противоречие между абсолютным авторитетом и печальными последствиями).
    Мужик едет в машине и вдруг Внутренний Голос говорит ему: «Остановись и копай под тем деревом!» Он начинает копать и находит мешок золота. Грузит его в машину, а через несколько километров Внутренний Голос говорит: «Остановись и брось мешок в море!» Мужик послушно останавливается, бросает мешок в море и думает, что сейчас всплывёт 10 мешков. А Внутренний Голос говорит: «Обожаю, когда так булькает!»
  • Дитя

    Архетип Дитя включает в себя дух приключений, это Гермес, Индиана Джонс или Питер Пэн – вечный шалун, отказывающийся когда-либо взрослеть.
    Юнгианство называет этот архетип Пуэр Этернус (вечный ребенок) и видит в нём женскую пару – Пуэлла Этерна, вечная девушка.
    У этой пары всегда цветущий вид. Они креативны, обаятельны, шаловливы, открыты новому. Это прекрасно!
    Но есть у них и негативные стороны. Ребенок может как заиграться, так и быстро охладеть к игре, не понимая, что за «игрой» давно уже стоит серьезная работа, обязательства или близкие отношения. «Я так не играю», как говорил Карлсон. И да, в шалостях пуэра, в его азарте, авантюризме вполне может сказаться влияние Тени. У Пуэра есть все признаки «маменького сыночка», как у Пуэллы – «папиной дочки» (это равнозначные понятия, хотя женский вариант не кажется чем-то дурным).
    Самое страшное – это затянувшееся ощущение, что всё понарошку и меня пока ещё нет по-настоящему.  Эпитет «вечный» тоже может сыграть дурную шутку. 
    Дитя, как Ганимед, может высоко вознестись, а может внезапно упасть, как Икар. В любом случае, он рожден летать, а это чего-нибудь да стоит.
  • Анима

    Анима в переводе с латинского – душа. Этот архетип касается исключительно мужчин, потому что он включает в себя женское начало, дополняющее мужскую личность и приводящее её к целостности.
    Юнг считал, что анима может включать в себя весь пантеон женских богинь и сказочных образов. Хочется видеть аниму исключительно как пеннорожденную прекрасную Венеру, но она и Сфинкс на львиных лапах, и Медуза-Горгона, и баба Яга, и кормилица Деметра, и мстительная гарпия, и вечная заря, и вечная Распря. Вспомним Одиссея, которому пришлось иметь дело со всеми проявлениями женского начала, его путешествие можно назвать блужданием по лабиринтам Анимы во всех её ипостасях.
    Не всем приходится иметь дело с таким набором проявлений. А спасительницей Одиссея является Афина – наиболее уважительная и авторитетная персонификация женского начала. Она же Премудрость, София, Прекрасная Дама.
    Мы сможем поговорить о разновидностях анимы, о важности этого архетипа. А можем пойти, казалось бы, по ложному пути и вдруг наткнутся на классификацию женских образов в японском «аниме».
    Но не будем забывать, что Анима не является всей мужской Душой, хотя принимает самое активное участие в её росте.
    Анима – самый капризный и самый драгоценный материал для строительства целостной души.
  • Анимус

    Анимус – в переводе с латинского «дух», мужественная сторона женской личности, которая может являться в образе Мудрого Старца, Прекрасного Принца, Быка или Дикаря, но при этом его главное проявление – подчинение Логосу. Это значит, что логика, целеустремлённость, сила воли и духовность становятся самыми важными свойствами, которые женщина ищет в себе.
    Однако полное подчинение Анимусу приводит не к тем результатам, которые ожидала женщина. Она начинает рьяно отстаивать свою точку зрения и приводить аргументацию, которые неуместны в конкретном разговоре и ведут не к согласию с ней, а к отчуждению. Враждебность, немотивированная агрессивность, непоколебимая уверенность в том, что она уже «доказала» своё мнение и была «услышана» - вот основные ошибки негативного Анимуса.
    Здоровый Анимус представляет собой внутреннего мужчину, который становится мостом, соединяющим женское Я с её творческими ресурсами и помогает разобраться в мире бессознательного.
    Чего хочет женщина? Этот вопрос особенно сложен, если сама женщина слишком запуталась в нём. Нам помогут дать ответ на этот вопрос сам король Артур с его верным рыцарем сэром Гавейном.
    Анимус может стать ангелом-хранителем нашего мира, но чаще всего он проявляется как демон-разрушитель, под воздействием которого женщина превращается в ведьму, громит стекла в доме обидчика и уничтожает объекты культуры. Нельзя обидеть Анимус безнаказанно, хотя мужчине может казаться, что он по-прежнему имеет дело с покорной и слабой женщиной.
    Возможно, именно эта тема станет перевалом на пути к осознанию себя. Женщины управляют не только домашним очагом, а всей человеческой культурой, от мира с ними, от их добрых Анимусов зависит будущее человечества. Ошибки в этой области фатальны.
  • Мать

    Понятие Великая Мать, конечно же, вызывает первичную ассоциацию с домашним уютом, бесконечной заботой, колыбельной, укачиванием и окутыванием. Но мать как архетип – это бессмертная бессознательная стихия. И ждать от неё можно чего угодно, особенно если человек собрался повзрослеть или взойти на Олимп. Герои так иногда делают, но больше всего им при этом мешает ревнивая, необузданная, свирепая и непредсказуемая Гера. Герой – это тот, кто с ней справился. Но даже Геракл навсегда связан с Герой, его имя переводится как «Слава Геры». Это значит, что от Великой Матери нельзя уйти, её нельзя избежать, нельзя, ей покориться – всё это не сулит ничего хорошего. Но надо пройти её испытания и вернуться к ней в новом качестве.
    В плен Великой Матери попадает человек, изменивший логике, потерявший рациональную и светлую цель. Великая Мать умеет увещевать, делать подарки, усыплять, но она никогда не переходит на сторону логики.
    Ахиллес изначально был обречен, потому что, получив бессмертие, он остался уязвим в том месте, за которое его держала мать, в месте, которым он опирался о Землю.
    Мы поймём, как важно осознать негативные проявления Великой Матери, её склонность жадно пожирать своих детей. Элиаде сказал: «Женщины познают Великую Мать через муки рождения, мужчины – через муки войны». Великая богиня рождает не только формы, но также Время и Судьбу.
    Размышляя над утверждением Юнга, что «Мать – первый мир ребенка и последний мир взрослого», мы обнаружим путеводную звезду, хотя путь, который она укажет, может быть не менее сложным, чем деяния Геракла и плаванье Одиссея.
  • Синхроничность

    Синхроничность или Synchronizität на языке Юнга – это совершенно магическое открытие, описанное Юнгом в 1951 году, и вместе с тем (как всё у скромного Юнга) – всего лишь явление природы. Творческий принцип, упорядочивающий события на основании их смысла. Это когда наши мысли, чувства и мечты неожиданно совпадают с внешними событиями, при этом не видно четкой причинно-следственной связи.
    Мы называем это совпадением, но это значимое совпадение, поражающее нас до глубин души.
    Вы подумали о человеке, которого не видели много лет, как вдруг он звонит вам без особого повода. Человек видит во сне некий символ, как вдруг встречает его в реальности. Вы смотрите фильм и вдруг узнаете те же самые переживания, которые испытывали до его просмотра. Как будто наши мысли материализуют людей и вещи, предвидят события и делают предчувствуемое наглядным.
    Это не простое наблюдение за происходящим. Синхроничность вызывается сильнейшим чувством, напоминающим одновременно жажду, вдохновение и сверхспособность.
    Поскольку это явление касается всех, всеми было испытано, а кем-то встречается даже слишком часто, интересно его рассмотреть подробнее, помня, что Юнг – это весьма добросовестный ученый и он только замечал, насколько в нашем мире всё взаимосвязано.
    Никто не знает, есть ли в мире хоть что-то случайное?
  • Герой, правитель, наставник

    В разговоре об архетипах героя, правителя и наставника мы перейдем к более жизненным сферам. Это могут быть люди с четко выраженными персональными признаками, отождествленные с определенными масками. Но архетип – не маска, а проявление бессознательного, аспект психики, поэтому разговор должен коснуться более широкого проявления архетипов перемен, порядка и опеки.
    Архетип перемен и стремление к трансформации привлекают к себе жажду справедливости, протест против дискриминации. А могут выразиться во внутренней смене ориентиров и целей. Мы помним, что Герой – тот, кто проходит инициацию, меняет себя и открывает несовершенство мира, как Геракл, Тесей, Персей или Одиссей.
    Архетип порядка поддерживает стремление к систематизации, он заставляет делить большие дела на маленькие задачи, он предполагает, что у всего есть начало и конец. Это серьезный архетип, противоположный беспечности и карнавализации, он не терпит шутовства, но иногда только он и спасает мир. Вождь и правитель – это человек с особыми волевыми качествами, способный думать не о себе, а о «теле всего племени», о здоровье и процветании всех своих подопечных.
    Архетип опеки – это проявление заботы. Носители этого архетипа так и ждут информации о том, что считается комфортным кем-то из близких, чтобы улучшить их положение. Воспитатель и наставник – это и заботливый родитель, и волшебный помощник. При этом наставник опирается на развитый архетип Воина. В любом случае, это интересные связи.
    Конечно, у этих архетипов есть сильные и слабые стороны. И, разумеется, под подводным камнем можно обнаружить золотой ключ, а в том, что кажется подарочной упаковкой, - змею.
    Проектор нашей психики постоянно работает, вращая вокруг нас анимацию загадочных фигур из ощущений, флюидов и звезд.
  • Бунтарь, искатель, творец

    Мы уже говорили о триаде архетипов, относящихся к трансформации и порядку. Теперь речь пойдет об архетипах творческой силы и сопротивления устойчивым нормам.
    Архетип «Бунтарь» похож на «Героя», потому что стремится к переменам, но если Герой переживает трансформацию в себе и следует за чувством справедливости, то «Бунтарь» - это живое выражение протеста, независимости, желания сломать традиционные устои. Этот архетип и становится выражением идеи Трикстера. И это очень творческая позиция поиска непривычного взгляда на мир.
    Вот почему архетипы «Творца» и «Искателя» оказываются рядом. Их объединяет недоверие к сложившимся правилам, трезвость видения, что не всё закончено и далеко от совершенства, азарт и жажда приключений.
    Творческие архетипы следуют за эйдосом. Это понятие Платона означает «идею» или «замысел». Это новая и, может быть, ещё только предчувствуемая цель.
    Архетип «Творца» нуждается в наставнике, так как он не смотрит под ноги, зато видит структуру в хаосе и открывает новые возможности.
    Архетип «Искателя» - вечный завороженный странник. Его цель – просеивать мир в поиске… чего угодно: красивого камушка или философского камня.
    Архетипы – это способы путешествовать по бессознательному, вот почему архетипы творческой триады, которые дерзят и дерзают, не отворачиваются от стихии бессознательного. Наоборот, они поворачивают лицо против движения ветра, это лицо постоянно обветрено, на нем есть следы загара и счастья.
  • Любовник, славный малый, хранитель

    «Поговорим о странностях любви, иного я не мыслю разговора», А. С. Пушкин.
    Мы пришли к группе архетипов, которые связаны с потребностью в любви, причем не в плане получения, а в плане отдачи. Тут собрана эротическая триада, причем всё требуется тщательно пересмотреть, особенно понятие «эроса». Для развращенных придворных XVIII века это понятие стало символом чувственного удовольствия, а для древних греков – это была высшая форма проявления жизненной энергии.
    Сплошные странности, как можно о них не мыслить? Опираясь на Платона и Аристотеля, можно отправляться в самые отчаянные исследования.
    Архетипы, которых мы коснемся, выражаются в разных формах любви – сторге, агапэ и филия.
    Помня о том, что вся психология, в том числе и юнгианский анализ, знакомилась с трудами Фрейда, стоит также рассмотреть понятие «Оно» (id).
    Странности любви (если мы говорим именно о любви) – это тончайшие нюансы в её проявлениях. Влюбленный любит саму любовь, славный малый готов всем угодить и хочет всем нравится, а хранитель с отеческой заботой опекает каждого, кто нуждается в защите. По сути, эти архетипы включают в нас лучшие качества. Но могут и пропустить нечто пугающее и разрушительное. Самое странное в любви – её наивность, щенячья доверчивость и умение забыть о себе.
    Так пусть же эрос не оставит нас в своей мудрой опеке. Эрос не ограничивается похотливыми мыслями, в чистом виде – это возможность заглянуть на Олимп.
  • Индивидуация

    Индивидуация похожа на погружение в битву богов, без неё невозможно понять психоанализ Юнга.
    С психикой каждого из нас – хотим мы этого или нет – происходят различные трансформации, в основном связанные с взрослением, поиском ответов на важнейшие вопросы, необходимостью приспособиться к новым обстоятельствам и знаниям. Это инициации, которые могут происходить сами по себе в силу естественного развития или могут провоцироваться общественными установками.
    А вот индивидуация происходит только в силу наших собственных решений. Это внутренние рывки вверх в поиске собственной целостности или медленный процесс самоутверждения, изучения своего внутреннего мира. 
    Есть вещи, которые нам приходится совершать против воли, а есть вещи, которые без усилия с нашей стороны, без внимания к тому, что происходит внутри, никогда не случатся. Только наше осознанное внимание помогает открыть скрытое или игнорируемое, то есть найти собственный путь к саморазвитию.
    В битве богов можно быть сокрушенным божественными архетипами, стать жертвой их силы, но при этом получить знания, которые доверяются только героям. Индивидуация – это процесс никак не для обычных людей, не для тех, кому удобнее скрываться под маской немощи и ограниченности.
    Но, изучая архетипы Юнга, мы уже пошли по этому пути и нет смысла останавливаться, ведь этот трудный уже начат, а пройти до конца его почти невозможно.
  • Самость

    В блуждании по архетипам мы дошли до самого главного. По мнению Юнга, главное не может открыться в первой половине жизни, но может не открыться и во второй. Тогда надо довериться чему-то большему, чем мы.
    Самость – это целостность и единство личности. Если Эго – собака, бегающая за собственным хвостом, то Самость – свободно перемещающийся первичный образ. Это тот символ идеального «Я», к которому мы стремимся на протяжении всей жизни. Зачем мы были так внимательными к бессознательному? Затем, что Самость невозможна без равноправного и саморегулируемого слияния сознательного и бессознательного.
    Символы Самости – очень интересное и широкое поле исследования. Это и «царь в голове», и Пушкинское «самостоянье», и мандала и множество мифологических конструкций, которые не позволяют человеку забыть о цели его развития. Юнг также говорит об образе Бога.
    Самость направляет психические энергии туда, где они должны быть приложены, она поддерживает внутреннее равновесие. Всеобъемлющее целое Самости – это либо сосуд, либо центральная точка, либо схема, в которой гармонично собраны все элементы психики.
    Самость больше нас и её границы уходят в неведомый нам мир, откуда приходят большие вести и удивительная энергия.

ЛЕКТОР: ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ НЕМЦЕВ

Кандидат филологических наук, доцент Самарского университета, главный библиотекарь СМИБС. Преподавательская деятельность с 2000 года.

Ведущий проекта "Лит-механика" и курса "Уроки русской литературы". Лектор авторских курсов по мифологии, религиоведению и антропологии.

Курсы лектора широко представлены в Школе юнгианского психолога (Санкт-Петербург), где он читает курсы по мифологии, религиоведению и антропологии. Его лекции также востребованы в кинематографической школе TheOneFilm (Москва) по анализу шедевров мирового кинематографа.

Леонид Немцев — автор романа "Две Юлии" (Москва, 2017), поэт и сценарист. Его лекции по мифологии, религиоведению и литературе раскрывают глубокие философские и культурные аспекты, оказывая влияние на восприятие культуры и психологии.