МЕНЮ
Культовые персонажи мировой литературы
Авторский цикл профессора Жаринова

  • Лектор - профессор кафедры всемирной литературы филологического факультета МПГУ, участник программ "Игра в бисер" и "Наблюдатель" Евгений Жаринов
  • 4 лекции, 7.5 часов видеоматериала
  • смотрите в удобное
  • доступ к материалам открывается навсегда
  • стоимость 2800 рублей
О КУРСЕ
Цикл историко-культурологических лекций, рассказывающих о культовых персонажах мировой литературы: Дон Жуане, Дон Кихоте, Фаусте и Гамлете.

Почему именно эти герои оказались такими важными для мировой литературы? Какие смыслы несут в себе эти персонажи? Какова история их создания и откуда взяты сюжеты? Как переплетаются мифы и реальность?

Можно сказать, что тексты великих романов - это сложный шифр. Разгадка скрытых посланий, оставленных нам авторами, поиск тайных смыслов и парадоксов - это интересная и увлекательная работа, которая ведет читателя в глубь истории, позволяя увидеть многочисленные связи между реальными событиями и художественным вымыслом, историческими личностями и героями романов, провидческими предсказаниями и литературными образами.
ПРОГРАММА КУРСА
Лекция 1
Дон Жуан
Этот образ возник в средневековой Испании эпохи реконкисты.

Он был героем романсов. Затем в эпоху барокко испанский драматург Тирсо де Молина написал пьесу «Севильский озорник». Через несколько лет эта пьеса привлекла внимание Мольера. Мольер в это время был приверженцем философии либертинажа и учения Гассенди. К тому же галантный век эпохи Людовика XIV, когда разврат стал своеобразной модой, давал прекрасную почву для расцвета образа Дон Жуана.

Он стал ключевой фигурой всей дворянской культуры. Мольер создал лучший образец так называемой «высокой комедии». Дон Жуан приобрёл философский акцент.

Он перекочевал в великую музыку Моцарта. Затем этот образ воплотился в творчестве Байрона и Пушкина. Он перекочевал также и в современный Голливуд - фильм «Дон Жуан де Марко». Идея Дон Жуана нашла своё воплощение и в картине Феллини «Казанова».

Так что же скрывает в себе этот образ знаменитого эротомана? И только ли в эротомании там дело?
Лекция 2
гамлет
Вот ещё один персонаж мировой литературы, который выходит за рамки обычной характерологии.

Гамлет - это не просто гениально выраженный на бумаге человеческий тип. Гамлет вбирает в себя очень много человеческих судеб. И если многие современные писатели не в состоянии справиться хотя бы с одним живым характером и отразить его запоминающимся в своём произведении, то гению Шекспира удалось почти невозможное: его Гамлет проявляется в поведении такого числа других литературных героев, что напоминает некоторую матрицу, из которой и вырастает целая плеяда запоминающихся характеров вплоть до постмодернистского романа Айрис Мёрдок «Чёрный принц», вплоть до мультфильма «Король Лев», до фильма К.Серебренникова «Изображая жертву».

И список этот можно было бы продолжить, включая в него героев И.С.Тургенева и прочее. Почему так происходит? Что скрывается в этом образе? Какова его предыстория? Какова его магия?
Лекция 3
Дон Кихот
Дон Кихот - это не городской сумасшедший с тазом для бритья на голове.

По мнению испанского философа Унамуно, Дон Кихот - это испанский Христос. Почему именно испанский? Потому что у каждого народа складывается свой образ Христа. Во многом по этой причине в Испании в конце XIX века складывается религия под названием Кихотизм.

Дон Кихот - это культурный код Испании. Именно поэтому каждая новая сессия испанского Парламента начинается с того, что все читаютвслух любимый отрывок из великого романа.

А 2005 год ЮНЕСКО объявило годом Дон Кихота, потому что в этом году исполнилось ровно 400 лет с момента появления первого тома великого текста.

  • Почему были отданы такие почести этому литературному герою?
  • Какую тень на всю мировую классику отбросил этот образ?
  • Какой психологический архетип он представляет?
  • Дон Кихот - это только положительная коннотация, или?
  • Что в нём революционного?
  • Этот образ заключает в себе какую-то опасность или нет?
  • Фанатизм и Дон Кихот, как связаны между собой эти понятия?
Лекция 4
Фауст
Фауст - это всегда договор с дьяволом. Такое может показаться чем-то очень пафосным. Какой дьявол? Существует ли он на самом деле? Психологи утверждают, что да.

Скотт Пек, например, в своей книге «Люди лжи» приводит реальные примеры таких договоров. Юнг дьяволом называет архетип Тени, который живёт в каждом из нас.

Но не только психология делает тему Фауста актуальной. Со времён раннего христианства Дьявол стремился заключить с человеком договор. Например, легенда о Симоне Маге, описанная в романе «Иллюзионист» современной английской писательницы Аниты Мейсон.

Так почему же именно в эпоху Возрождения эта тема обрела особую популярность?

Почему в светлую эпоху Разума, эпоху Просвещения, к ней обратился Гёте, великий поэт и масон, принадлежащий к ложе Иллюминатов?

Российский писатель, литературовед, публицист, переводчик. Профессор кафедры всемирной литературы филологического факультета МПГУ.

Лекции Евгения Викторовича - это настоящая находка для читающей публики, жадной до знаний.
Лектор
Евгений Викторович Жаринов
Отзывы слушателей
Задайте вопрос или поделитесь впечатлениями :)
Мы с удовольствием отвечаем на ваши письма