МЕНЮ
Музеи мира: коллекционеры и коллекции
Авторский курс Арсения Дежурова

  • лектор: искусствовед, кандидат филологических наук, доцент кафедры всемирной литературы Московского педагогического государственного университета
  • 15 лекций, более 27 часов видео
  • все лекции доступны для просмотра сразу после оплаты
  • доступ к материалам открывается навсегда
  • стоимость курса 8800 рублей
О КУРСЕ
Наш курс посвящен крупнейшим музеям всемирного значения (Каирский исторический музей, Афинский музей истории и археологии, Прадо, Венский культурно-исторический музей, Людвиг-Вальраус, Лондонская национальная галерея и др.). Так же будут представлены Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, музеи современного искусства.

Мы не только поговорим о шедеврах мирового искусства, но и составим маршруты ваших будущих путешествий.
ПРОГРАММА
  • ГМИИ им. А.С. ПУШКИНА: здание, коллекционеры и коллекции
    • «Цветаев-Мальцев». Марина Цветаева о создателях музея: меценате Ю. С. Нечаеве-Мальцеве и своем отце И. В. Цветаеве - первом директоре Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете.
    • Неоклассицизм Р. И. Клейна: Музей, Бородинский мост, ЦУМ, Средние торговые ряды на Красной площади.
    • Судьба В. С. Голенищева и его коллекции древностей. Драма фаюмского портрета.
    • Сергей Щукин: личность и коллекция. Дополнение к выставке 2019.
    01
  • ГМИИ им. А.С. ПУШКИНА. Экспозиция и запасники: явные и тайные сокровища
    • Собрание живописи рубежа XIX-XX вв.: Иван Морозов и Сергей Щукин.
    • Генрих Шлиман и Россия: становление археолога и судьба «Клада Приама».
    • Тайна Полишинеля: Эберсвальдский клад в запасниках ГМИИ.
    • Наследие фашизма: собрание рисунков Франца Кёнигса.
    • «Шедевры, перемещенные в годы Великой отечественной войны на территорию СССР» и косые взгляды на них. От выставки в 1995 году до современного состояния вопроса.
    02
  • Судьба троянского золота в музеях мира
    Генрих Шлиман обладал несколькими качествами, необходимыми для археолога. Первое из них - превращать мечту в цель.
    • Как разбрелись по миру 19 кладов Шлимана (Стамбул, Афины, Берлин, Эрмитаж и пр.).
    • Как незаметно пролежали 50 лет в запасниках ГМИИ им. А. С, Пушкина вещи из кладов A, B, D, E, F, H-a, H-b, J, K, L, N, O, R ?
    • Как "удалось найти погребения, в которых были похоронены Агамемнон, Кассандра, Эвримедон и их друзья, умерщвленные во время трапезы Клитемнестрой и её любовником Эгистом"?
    • Артур Эванс - продолжатель дела Шлимана на Крите
    03
  • Охота на Леонардо
    Попробуем представить, что мы не ограничены во времени и деньгах, и отправимся в круиз на поиски знаменитых работ мастера.
    • Ранний Леонардо в Государственном Эрмитаже. Сомнительное и несомненное в атрибуции.
    • Дама (Чечилия Галерани) с горностаем (хорьком) из Музея Чарторыйских в Кракове и миланский период творчества Леонардо.
    • Лондонская национальная галерея: судьба двух несовершенных картин.
    • Три влюбленности Леонардо: «Джоконда», «Мадонна в гроте» и «Иоанн Креститель» в составе луврской коллекции.
    04
  • Прогулка по "Лужайке": шедевры из коллекции Прадо
    Мы постараемся мысленно войти в двери сокровищницы, чье гордое имя звенит для всего мира как «Прадо», и только для испанцев как фамильярное «лужайка».
    • Три картины Боттичелли к «Декамерону» и начало светской иллюстрации.
    • «Сады земных наслаждений» - о чем они говорят испанцам и фламандцам XVI в. и нам.
    • Шедевр из великого «квартета» мировой живописи: «Менины» Веласкеса.
    • Жестокий романтик Гойя.
    • Музеи Мадрида для продолжения осмотра: Тиссен-Борнемиса и музей королевы Софии.
    05
  • Три любви Леонардо да Винчи
    Мировая общественность напряженно ждала, когда будет расшифрован "Кодекс" - таинственный дневник Леонардо. Когда расшифровали "Кодекс", почитатели были горько разочарованы - ни слова о любви. Даже про политику не писал, осторожный лис, только про науку! Но были три влюбленности, с которыми Леонардо не мог расстаться до самой смерти - это три полотна, вошедшие в коллекцию Лувра.
    • Три великих открытия: сфумато, пирамидальная композиция, воздушная перспектива.
    • Почему "Мадонна в гроте" написана два раза, и не разные ли это картины?
    • Кто изображен на картине "Джоконда"? Шесть претенденток.
    • Путь "Джоконды" от безвестности к величию - анекдоты, курьезы и домыслы.
    • Ученик-"чертенок": на что указывает Иоанн Креститель на третьей из любимых картин?
    06
  • Восток на Западе и Запад на Востоке
    В фокусе нашего внимания окажутся два великих памятника культуры: Альгамбра и храм св. Софии.
    • Свобода, равенство и братство в халифате Аль-Андалус: как получилось, что католические короли и народ Испании, потеряв отечество за девять дней, девятьсот лет потратили на освободительную войну?
    • Прощание с Альгамброй: за что мать ударила эмира Гранадского?
    • Кем удерживается купол храма св. Софии?
    • Жизнь св. Софии в исламской архитектуре: «господин учитель» Синан и его ученики.
    • Что надо знать про кафель, чтобы им восхищаться?
    07
  • Пространство Брейгеля
    Брейгель, реформатор живописного пространства, оставил по себе 43 картины. Его картины разбросаны по 13 музеям. Попробуем составить виртуальный план «охоты» на картины голландца. Рекомендуемый маршрут – три музея в пространстве трех столиц бывшей монархии Карла V Габсбурга – Вены, Мадрида и Брюсселя.
    • Что такое «мистика» и «мистицизм»?
    • Откуда в Голландии скалистые горы? («Охотники на снегу» и другие монументальные картины в Венском Художественно-историческом музее).
    • Гордость и святость («Падение Икара», «Падение ангелов» и «Перепись в Вифлееме» из Брюссельских королевских музеев).
    • Жизнь в смерти («Праздник вина в день св.­­­ Мартина» и «Триумф смерти» в Прадо).
    08
  • Сикстинская капелла: живопись, прекрасная, как скульптура
    Микеланджело отрицал в себе талант архитектора и живописца. Он был скульптором, и если занимался другими искусствами, то неукоснительно подчинял их принципам скульптуры. В расцвете сил он расписал свод Сикстинской капеллы, сотворив зримый образ Начала начал. Стариком он вернется в Сикстину, чтобы завершить начатое и сделать зримым Конец концов – Судный день. Эти две картины (самые большие в истории человечества) стали альфой и омегой Высокого Возрождения.
    • Жизнь Сикстинской капеллы до появления Микеланджело. Картины кваторчентистов.
    • Папа Юлий II и Микеланджело: гений-заказчик против гения исполнителя.
    • Козни великих врагов – Микеланджело в борьбе с Рафаэлем и Браманте.
    • Четверть века спустя: «Страшный суд» и «кампания фигового листа».
    • Жизнь фресок после смерти Микеланджело. Утраты, добавления, реставрация.
    09
  • Брейгель – малые собрания в великих музеях
    Когда наш современник произносит слово «мистика», он, чаще всего, имеет в виду голливудское кино с участием вампиров, оборотней, привидений и прочей чепухи из средневекового сундука, открытого романтиками XIX века. На самом же деле мистицизм (наряду с наукой и религией) – способ миропознания, одна из трех великих дорог, доступных человеку в постижении мира. Вера в существование сверхъестественных сил, с которыми таинственным образом связан и способен общаться человек, сакральная религиозная практика непосредственного единения с Богом отрадаются в сложной символике Питера Брейгеля. Оставив позади большие собрания его работ в Брюсселе и Вене, мы на этот раз мы отправимся на встречу с отдельными картинами Брейгеля в великих музеях Европы.
    • Демотиватор жениться: «Обезьяны» в Далеме.
    • Иносказания перевернутого мира: «Нидерландские пословицы» в Берлинских Музеях.
    • Притча о слепых в Каподимонте, Неаполь.
    • Счастливая жизнь «Страны лентяев» в Мюнхенской Пинакотеке.
    • Жизнь в смерти («Праздник вина в день св. Мартина» и «Триумф смерти» в Прадо).
    10
  • Рембрандт «русский» и всемирный (Дрезденская Галерея, Риксмузеум, Эрмитаж, ГМИИ, Людвиг-музеум)
    Эжен Делакруа, романтик-новатор, пишет в своем дневнике, что, сдается ему, «Рембрандт лет через пятьдесят будет поднят на щит наравне с Рафаэлем, а может, и еще выше». Но, испугавшись собственной дерзости, Делакруа тут же прибавляет, что это, конечно, вздор.
    • Рембрандт счастливый. «Автопортрет с Саскией». Дрезден
    • Рембрандт великий. Шедевр из «великолепного квартета» мировой живописи: «Ночной дозор», когда-то бывший «дневным». Амстердам. Риксмуземум.
    • Рембрандт в невзгодах. Картины из Государственного Эрмитажа.
    • Судьба московской коллекции Рембрандта.
    • Рембрандт на закате. «Апеллес» из Людвиг-музеума, Кёльн.
    11
  • Древнегреческая скульптура в музеях мира: великие копии, подделки, реконструкции. Часть 1.
    Среди искусствоведов бытует шутка: «Древнегреческую архитектуру мы знаем по развалинам, скульптуру по копиям, живопись – по воспоминаниям». В самом деле, нам кажется, что стандарт древнегреческой красоты уже усвоен нами, и весь он хранится в виде точных слепков в ГМИИ им. Пушкина. Какое разочарование для молодого человека, только начавшего любить античность, оказаться в знаменитом Афинском музее! Ни одной великой скульптуры! Все шедевры эпохи классики вывезли из Греции еще в Древнее время – сделали с них копии, не всегда удачные, а оригиналы или переплавили (бронза) или случайно разбили (мрамор). Предмет нашего восхищения древней скульптурой – череда копий, подделок и воссозданных учеными теней великой культуры. В каких музеях можно застать наиболее отчетливые из этих призраков?
    • «Тираноубийцы» - первая великая скульптурная группа. Дополненная римская копия, сделанная с недошедшей до нас греческой копии недошедшего до римлян бронзового оригинала. Музей Каподимонте.
    • Английское воровство: фриз Парфенона. Британский музей.
    • Немецкое воровство: Пергамский алтарь. Берлин, Пергамский музей.
    12
  • Древнегреческая скульптура в музеях мира: великие копии, подделки, реконструкции. Часть 2.
    Продолжение лекции о древнегреческой скульптуре.
    • Поиск правды о Дискоболе, Дорифоре и Афродите Книдской среди копий и обломков.
    • Как выглядела древняя скульптура при взгляде древних? Выставка «Пестрые боги» в Мюнхенской глиптотеке.
    13
  • Канун Возрождения: два памятника эпохи Джотто. Капелла Скровеньи в Падуе и базилика св. Франциска в Ассизи
    Возрождение – довольно мутный и подозрительный термин, который появился только в XIX веке благодаря швейцарцу Бркхардту, и если бы его (термин) не поддержал француз Тэн, то он (термин) точно бы не устоял. Итальянское искусствоведение без затей выделяет три периода начала Нового времени, поименованные по годам – «трёхсотые», «четырёхсотые», «пятисотые». В «трёхсотые» (треченто, XIV век) закладываются основы Возрождения с его главным открытием – прямой перспективой. Но треченто не нашло отгадки, как именно предметы, удаляясь от нас в пространстве, сокращаются в ракурсе. Однако, хотя современная перспектива с единой точкой схода линий пространства не была открыта, ее история начинается с имени Джотто ди Бондоне, вплотную подошедшего к открытию принципов современной живописи.
    • Как благоговейная любовь европейца к материальному миру проявилась в живописи Предвозрождения?
    • Что такое иерархическая постановка фигуры и вертикальная перспектива в иконописи?
    • Символами чего является золотой фон и сменивший его синий?
    • Как появилась категория портретности и как она связана с флорой и фауной?
    • Угловая перспектива Джотто – первый шаг в трехмерное пространство.
    14
  • Уффици: дом, который построил Вазари
    Джорджо Вазари – художник-маньерист, ученик Микеланджело – создал знаменитую книгу. Он написал «Жизнеописания наиболее известных живописцев, ваятелей и зодчих» Возрождения и начал историю науки искусствознания. Он же построил дом для описанных им шедевров известных ему (многих лично) гениев. Это старейший музей Европы – галерея Уффици во Флоренции. Не только самый старый, но один из самых вместительных, так что наш разговор пойдет только о вершинных достижениях итальянцев, чья жизнь соприкоснулась с годами жизни Джорджо Вазари (1511-1574).
    • Как писали «деды»? Андреа Вероккьо, Фра Беато Анджелико, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль.
    • Шедевры «отцов»: Микеланджело, Тициан, Джорджоне.
    • Современники Вазари: Веронезе, Тинторетто, Пармиджанино.
    • Как Вазари проектировал здание «Галереи Канцелярий»?
    • «Наши» в Уффици: автопортреты Ореста Кипренского, Карла Брюллова, Ильи Репина, Марка Шагала и других русских мастеров.
    15
Отзывы
Задайте вопрос или поделитесь впечатлениями :)
Мы с удовольствием отвечаем на ваши письма