МЕНЮ
Музеи мира: коллекционеры и коллекции
Авторский курс Арсения Дежурова

  • лектор: искусствовед, кандидат филологических наук, доцент кафедры всемирной литературы Московского педагогического государственного университета
  • 15 лекций, более 27 часов видео
  • все лекции доступны для просмотра сразу после оплаты
  • доступ к материалам открывается навсегда
  • стоимость курса 7000 рублей
О КУРСЕ
Наш курс посвящен крупнейшим музеям всемирного значения (Каирский исторический музей, Афинский музей истории и археологии, Прадо, Венский культурно-исторический музей, Людвиг-Вальраус, Лондонская национальная галерея и др.). Так же будут представлены Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, музеи современного искусства.

Мы не только поговорим о шедеврах мирового искусства, но и составим маршруты ваших будущих путешествий.
ПРОГРАММА
ГМИИ им. А.С. ПУШКИНА: здание, коллекционеры и коллекции
• «Цветаев-Мальцев». Марина Цветаева о создателях музея: меценате Ю. С. Нечаеве-Мальцеве и своем отце И. В. Цветаеве - первом директоре Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете.
• Неоклассицизм Р. И. Клейна: Музей, Бородинский мост, ЦУМ, Средние торговые ряды на Красной площади.
• Судьба В. С. Голенищева и его коллекции древностей. Драма фаюмского портрета.
• Сергей Щукин: личность и коллекция. Дополнение к выставке 2019.
01
ГМИИ им. А.С. ПУШКИНА. Экспозиция и запасники: явные и тайные сокровища
• Собрание живописи рубежа XIX-XX вв.: Иван Морозов и Сергей Щукин.
• Генрих Шлиман и Россия: становление археолога и судьба «Клада Приама».
• Тайна Полишинеля: Эберсвальдский клад в запасниках ГМИИ.
• Наследие фашизма: собрание рисунков Франца Кёнигса.
• «Шедевры, перемещенные в годы Великой отечественной войны на территорию СССР» и косые взгляды на них. От выставки в 1995 году до современного состояния вопроса.
02
Судьба троянского золота в музеях мира
Генрих Шлиман обладал несколькими качествами, необходимыми для археолога. Первое из них - превращать мечту в цель.
• Как разбрелись по миру 19 кладов Шлимана (Стамбул, Афины, Берлин, Эрмитаж и пр.).
• Как незаметно пролежали 50 лет в запасниках ГМИИ им. А. С, Пушкина вещи из кладов A, B, D, E, F, H-a, H-b, J, K, L, N, O, R ?
• Как "удалось найти погребения, в которых были похоронены Агамемнон, Кассандра, Эвримедон и их друзья, умерщвленные во время трапезы Клитемнестрой и её любовником Эгистом"?
• Артур Эванс - продолжатель дела Шлимана на Крите
03
Охота на Леонардо
Попробуем представить, что мы не ограничены во времени и деньгах, и отправимся в круиз на поиски знаменитых работ мастера.
• Ранний Леонардо в Государственном Эрмитаже. Сомнительное и несомненное в атрибуции.
• Дама (Чечилия Галерани) с горностаем (хорьком) из Музея Чарторыйских в Кракове и миланский период творчества Леонардо.
• Лондонская национальная галерея: судьба двух несовершенных картин.
• Три влюбленности Леонардо: «Джоконда», «Мадонна в гроте» и «Иоанн Креститель» в составе луврской коллекции.
04
Прогулка по "Лужайке": шедевры из коллекции Прадо
Мы постараемся мысленно войти в двери сокровищницы, чье гордое имя звенит для всего мира как «Прадо», и только для испанцев как фамильярное «лужайка».
• Три картины Боттичелли к «Декамерону» и начало светской иллюстрации.
• «Сады земных наслаждений» - о чем они говорят испанцам и фламандцам XVI в. и нам.
• Шедевр из великого «квартета» мировой живописи: «Менины» Веласкеса.
• Жестокий романтик Гойя.
• Музеи Мадрида для продолжения осмотра: Тиссен-Борнемиса и музей королевы Софии.
05
Три любви Леонардо да Винчи
Мировая общественность напряженно ждала, когда будет расшифрован "Кодекс" - таинственный дневник Леонардо. Когда расшифровали "Кодекс", почитатели были горько разочарованы - ни слова о любви. Даже про политику не писал, осторожный лис, только про науку! Но были три влюбленности, с которыми Леонардо не мог расстаться до самой смерти - это три полотна, вошедшие в коллекцию Лувра.
• Три великих открытия: сфумато, пирамидальная композиция, воздушная перспектива.
• Почему "Мадонна в гроте" написана два раза, и не разные ли это картины?
• Кто изображен на картине "Джоконда"? Шесть претенденток.
• Путь "Джоконды" от безвестности к величию - анекдоты, курьезы и домыслы.
• Ученик-"чертенок": на что указывает Иоанн Креститель на третьей из любимых картин?
06
Восток на Западе и Запад на Востоке
В фокусе нашего внимания окажутся два великих памятника культуры: Альгамбра и храм св. Софии.
• Свобода, равенство и братство в халифате Аль-Андалус: как получилось, что католические короли и народ Испании, потеряв отечество за девять дней, девятьсот лет потратили на освободительную войну?
• Прощание с Альгамброй: за что мать ударила эмира Гранадского?
• Кем удерживается купол храма св. Софии?
• Жизнь св. Софии в исламской архитектуре: «господин учитель» Синан и его ученики.
• Что надо знать про кафель, чтобы им восхищаться?
07
Пространство Брейгеля
Брейгель, реформатор живописного пространства, оставил по себе 43 картины. Его картины разбросаны по 13 музеям. Попробуем составить виртуальный план «охоты» на картины голландца. Рекомендуемый маршрут – три музея в пространстве трех столиц бывшей монархии Карла V Габсбурга – Вены, Мадрида и Брюсселя.
• Что такое «мистика» и «мистицизм»?
• Откуда в Голландии скалистые горы? («Охотники на снегу» и другие монументальные картины в Венском Художественно-историческом музее).
• Гордость и святость («Падение Икара», «Падение ангелов» и «Перепись в Вифлееме» из Брюссельских королевских музеев).
• Жизнь в смерти («Праздник вина в день св.­­­ Мартина» и «Триумф смерти» в Прадо).
08
Сикстинская капелла: живопись, прекрасная, как скульптура
Микеланджело отрицал в себе талант архитектора и живописца. Он был скульптором, и если занимался другими искусствами, то неукоснительно подчинял их принципам скульптуры. В расцвете сил он расписал свод Сикстинской капеллы, сотворив зримый образ Начала начал. Стариком он вернется в Сикстину, чтобы завершить начатое и сделать зримым Конец концов – Судный день. Эти две картины (самые большие в истории человечества) стали альфой и омегой Высокого Возрождения.
• Жизнь Сикстинской капеллы до появления Микеланджело. Картины кваторчентистов.
• Папа Юлий II и Микеланджело: гений-заказчик против гения исполнителя.
• Козни великих врагов – Микеланджело в борьбе с Рафаэлем и Браманте.
• Четверть века спустя: «Страшный суд» и «кампания фигового листа».
• Жизнь фресок после смерти Микеланджело. Утраты, добавления, реставрация.
09
Брейгель – малые собрания в великих музеях
Когда наш современник произносит слово «мистика», он, чаще всего, имеет в виду голливудское кино с участием вампиров, оборотней, привидений и прочей чепухи из средневекового сундука, открытого романтиками XIX века. На самом же деле мистицизм (наряду с наукой и религией) – способ миропознания, одна из трех великих дорог, доступных человеку в постижении мира. Вера в существование сверхъестественных сил, с которыми таинственным образом связан и способен общаться человек, сакральная религиозная практика непосредственного единения с Богом отрадаются в сложной символике Питера Брейгеля. Оставив позади большие собрания его работ в Брюсселе и Вене, мы на этот раз мы отправимся на встречу с отдельными картинами Брейгеля в великих музеях Европы.
• Демотиватор жениться: «Обезьяны» в Далеме.
• Иносказания перевернутого мира: «Нидерландские пословицы» в Берлинских Музеях.
• Притча о слепых в Каподимонте, Неаполь.
• Счастливая жизнь «Страны лентяев» в Мюнхенской Пинакотеке.
• Жизнь в смерти («Праздник вина в день св. Мартина» и «Триумф смерти» в Прадо).
10
Рембрандт «русский» и всемирный (Дрезденская Галерея, Риксмузеум, Эрмитаж, ГМИИ, Людвиг-музеум)
Эжен Делакруа, романтик-новатор, пишет в своем дневнике, что, сдается ему, «Рембрандт лет через пятьдесят будет поднят на щит наравне с Рафаэлем, а может, и еще выше». Но, испугавшись собственной дерзости, Делакруа тут же прибавляет, что это, конечно, вздор.
• Рембрандт счастливый. «Автопортрет с Саскией». Дрезден
• Рембрандт великий. Шедевр из «великолепного квартета» мировой живописи: «Ночной дозор», когда-то бывший «дневным». Амстердам. Риксмуземум.
• Рембрандт в невзгодах. Картины из Государственного Эрмитажа.
• Судьба московской коллекции Рембрандта.
• Рембрандт на закате. «Апеллес» из Людвиг-музеума, Кёльн.
11
Древнегреческая скульптура в музеях мира: великие копии, подделки, реконструкции. Часть 1.
Среди искусствоведов бытует шутка: «Древнегреческую архитектуру мы знаем по развалинам, скульптуру по копиям, живопись – по воспоминаниям». В самом деле, нам кажется, что стандарт древнегреческой красоты уже усвоен нами, и весь он хранится в виде точных слепков в ГМИИ им. Пушкина. Какое разочарование для молодого человека, только начавшего любить античность, оказаться в знаменитом Афинском музее! Ни одной великой скульптуры! Все шедевры эпохи классики вывезли из Греции еще в Древнее время – сделали с них копии, не всегда удачные, а оригиналы или переплавили (бронза) или случайно разбили (мрамор). Предмет нашего восхищения древней скульптурой – череда копий, подделок и воссозданных учеными теней великой культуры. В каких музеях можно застать наиболее отчетливые из этих призраков?
• «Тираноубийцы» - первая великая скульптурная группа. Дополненная римская копия, сделанная с недошедшей до нас греческой копии недошедшего до римлян бронзового оригинала. Музей Каподимонте.
• Английское воровство: фриз Парфенона. Британский музей.
• Немецкое воровство: Пергамский алтарь. Берлин, Пергамский музей.
12
Древнегреческая скульптура в музеях мира: великие копии, подделки, реконструкции. Часть 2.
Продолжение лекции о древнегреческой скульптуре.
• Поиск правды о Дискоболе, Дорифоре и Афродите Книдской среди копий и обломков.
• Как выглядела древняя скульптура при взгляде древних? Выставка «Пестрые боги» в Мюнхенской глиптотеке.
13
Канун Возрождения: два памятника эпохи Джотто. Капелла Скровеньи в Падуе и базилика св. Франциска в Ассизи
Возрождение – довольно мутный и подозрительный термин, который появился только в XIX веке благодаря швейцарцу Бркхардту, и если бы его (термин) не поддержал француз Тэн, то он (термин) точно бы не устоял. Итальянское искусствоведение без затей выделяет три периода начала Нового времени, поименованные по годам – «трёхсотые», «четырёхсотые», «пятисотые». В «трёхсотые» (треченто, XIV век) закладываются основы Возрождения с его главным открытием – прямой перспективой. Но треченто не нашло отгадки, как именно предметы, удаляясь от нас в пространстве, сокращаются в ракурсе. Однако, хотя современная перспектива с единой точкой схода линий пространства не была открыта, ее история начинается с имени Джотто ди Бондоне, вплотную подошедшего к открытию принципов современной живописи.
• Как благоговейная любовь европейца к материальному миру проявилась в живописи Предвозрождения?
• Что такое иерархическая постановка фигуры и вертикальная перспектива в иконописи?
• Символами чего является золотой фон и сменивший его синий?
• Как появилась категория портретности и как она связана с флорой и фауной?
• Угловая перспектива Джотто – первый шаг в трехмерное пространство.
14
Уффици: дом, который построил Вазари
Джорджо Вазари – художник-маньерист, ученик Микеланджело – создал знаменитую книгу. Он написал «Жизнеописания наиболее известных живописцев, ваятелей и зодчих» Возрождения и начал историю науки искусствознания. Он же построил дом для описанных им шедевров известных ему (многих лично) гениев. Это старейший музей Европы – галерея Уффици во Флоренции. Не только самый старый, но один из самых вместительных, так что наш разговор пойдет только о вершинных достижениях итальянцев, чья жизнь соприкоснулась с годами жизни Джорджо Вазари (1511-1574).
• Как писали «деды»? Андреа Вероккьо, Фра Беато Анджелико, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль.
• Шедевры «отцов»: Микеланджело, Тициан, Джорджоне.
• Современники Вазари: Веронезе, Тинторетто, Пармиджанино.
• Как Вазари проектировал здание «Галереи Канцелярий»?
• «Наши» в Уффици: автопортреты Ореста Кипренского, Карла Брюллова, Ильи Репина, Марка Шагала и других русских мастеров.
15
Отзывы
Ваш заказ
Total: 
Обратите внимание! После оплаты на указанный e-mail придет письмо со ссылкой на личный кабинет.
*Нажимая на кнопку «Оплатить», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c Политикой конфиденциальности.
Задайте вопрос или поделитесь впечатлениями :)
Мы с удовольствием отвечаем на ваши письма
Адрес электронной почты
Имя
Ваш вопрос или комментарий