МЕНЮ
Миф и литература
Авторский курс профессора Жаринова

  • 9 лекций, более 16 часов видео
  • список литературы для каждой лекции
  • смотрите в удобное время с момента оплаты
  • доступ к материалам открывается навсегда
  • стоимость 5500 рублей (возможна оплата в рассрочку).
БОНУС: Лекция Евгения Викторовича «Венедикт Ерофеев «Москва – Петушки»
О КУРСЕ
Миф и литература: как связаны эти явления между собой?

Не посвящен ли наш курс литературной сказке? Может быть, мы будем говорить об Андерсене и других подобных ему сказочниках, вплоть до Толкина и Роллинг?

Нет, это не так.

Если воспринимать миф как сказку, то тема наша будет представлена слишком узко и неинтересно. Природа мифа настолько сложна, что она не может быть исчерпана лишь сказочной стилистикой.

Может быть, миф и есть реальность и нет ничего, кроме мифа?
Не абсурд ли это?
А что это за природа?
Есть ли у мифа своя логика?

В нашем курсе мы рассмотрим, как миф обогащал на протяжении всей мировой истории литературы наше художественное видение мира. И найдем миф в произведениях, ставших классикой мировой литературы.

К каждой лекции подготовлен большой список книг, рекомендованных профессором Жариновым.
ПРОГРАММА КУРСА
  • Миф и литература
    На первой лекции цикла мы разберемся, что такое природа мифа и поговорим о концепции мифа Алексея Фёдоровича Лосева.
    Проследим путь мифа от "Илиады" и "Одиссеи" до "Улисса" Джойса и «Кентавра» Апдайка.
    1
  • Миф - символ - реализм
    Как миф связан с символом?
    И как символ проявляет себя в литературе реализма?
    Наш разговор будет посвящен Бальзаку, Флоберу, Диккенсу, Пушкину, Толстому, Достоевскому, Чехову.
    В частности выясним, почему «Чёрный монах» Чехова Толстой охарактеризовал чуть ли не гибелью реализма.
    Поговорим и о книге А.Ф.Лосева «Проблема символа и реалистическое искусство».
    2
  • Мифотворчество Томаса Манна
    Миф в творчестве Томаса Манна играет смыслообразующую роль. Он создаёт новый жанр, жанр интеллектуального романа.

    Вместе с Германом Гессе Манн пытается реанимировать миф, к которому реалистическая литература относилась не столь внимательно.
    Известно, что Томас Манн был большой поклонник Рихарда Вагнера, немецкого композитора-романтика, для которого германо-скандинавская мифология была основополагающей в его творчестве.
    А ещё Манн был увлечён концепцией романтического двоемирия, идеей латентного, скрытого присутствия древних богов в современном мире.

    Как это отразилось в его творчестве? Начнем большой разговор о мастере интеллектуального романа.
    3
  • Мифотворчество Томаса Манна. "Волшебная гора"
    Какой миф мы вспоминаем, читая этот великий текст?
    И какие подтексты можем увидеть, исходя их мифологической составляющей этого романа Томаса Манна?
    4
  • Мифотворчество Томаса Манна. "Доктор Фаустус"
    Разговор о договоре с дьяволом начался задолго до Томаса Манна. Но как его увидел автор «Доктора Фаустуса»?

    Какое время выбрал автор для событий своего романа и как меняется тот самый договор в истории человечества?
    5
  • Герман Гессе «Степной волк»
    Наш разговор о Германе Гессе мы начнем с его очень символичного и ложного романа "Степной волк". Как связан "Степной волк" и произведения Гофмана?
    Почему для анализа этого произведения так важна романтическая литература и, в частности, «Генрих Фон Офтердинген» Новалиса?
    6
  • «Игра в бисер» Германа Гессе как роман-антиутопия
    Сказано Спасителем: «Не мечите бисер перед свиньями».
    Что означает эта фраза?
    Имеет ли она какое-то отношение к роману?
    Что это за концепции культуры как игры?
    Как может помочь раскрыть смысл романа книга Хёйзинга «Человек играющий»?
    Что это за теория игр?
    Что имел в виду Г.Гессе, когда называл двадцатый век веком фельетонов?
    7
  • Магический реализм и творчество Чингиза Айтматова
    Что может быть общего между писателями Латинской Америки и классиком киргизской литературы?
    Почему повесть «Белый пароход» вызвала такие споры в своё время?
    Почему повесть «Пегий пёс, бегущий краем моря» можно отнести к лучшим произведениям этого автора?
    А роман «Буранный полустанок» и легенда о манкуртах стали выражением перестроечного времени?
    И о чём роман «Плаха»?
    8
  • Уильям Фолкнер «Йокнапатофская сага»
    Что это такое?
    Почему так и не смогли определиться относительно реализма Фолкнера?
    Какая мифология присутствует в его творчестве?
    Какие романы входят в его «Opus Magnum"?
    Как переводится название реки Йокнапатофа?
    Фолкнер и Джойс?
    Почему у Фолкнера будут повторятся одни и те же имена? Что это за литература «американского юга»?
    9
Венедикт Ерофеев
«Москва – Петушки»
Бонус
Почему этот роман стал столь популярен?
Почему он превратился ещё при жизни автора в классическое произведение?
Есть ли нечто общее между этим романом и «Евгением Онегиным»?
Или подобное сравнение кому-то покажется кощунственным?
Что находила гениального, поэтического в этом «пьяном» произведении утончённая Белла Ахмадулина?
О чём этот роман, наконец? О коктейле «Слеза комсомолки», это исповедь вконец опустившегося советского человека эпохи застоя, или?.. а присутствует ли в этом романе Библия? А музыка Листа? А философия Блеза Паскаля?

И так ли уж он прост и понятен, как может показаться неискушённому читателю?
ЛЕКТОР
Российский писатель, литературовед, публицист, переводчик. Профессор кафедры всемирной литературы филологического факультета МПГУ, участник программ «Игра в бисер» и «Наблюдатель» на канале «Культура».

Лекции Евгения Викторовича — это настоящая находка для читающей публики, жадной до знаний.

ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ ЖАРИНОВ
Задайте вопрос или поделитесь впечатлениями :)
Мы с удовольствием отвечаем на ваши письма