МЕНЮ

Творчество Владимира Набокова

Авторский курс по литературе от Леонида Немцева посвящен глубокому изучению творчества Владимира Набокова.

  • Погрузитесь в 10 захватывающих лекций с более чем 24 часами образовательного материала по произведениям Набокова.
  • Изучайте в удобное для вас время с момента покупки.
  • Курс предоставляет доступ к видеоматериалам навсегда, что делает его вашим личным литературным хранилищем знаний.
  • Инвестируйте в своё интеллектуальное развитие всего за 7200 рублей с возможностью рассрочки.
Владимир Набоков - не просто хороший писатель, а чувственное, философское и поэтическое приключение, которому придётся посвятить жизнь. Именно так! С ним не получится просто познакомиться и жить дальше. Поэтому слушателям необходимо подумать, а мне нужно их предупредить. Набоков захватывает и меняет. (Предупреждение сделано!)

Писатель сказал, что «у читателя Пушкина легкие увеличиваются в объеме», чистого воздуха становится много. От чтения Набокова все чувства (начиная со зрения и заканчивая восприятием времени и пространства) будут работать за пределами необходимого. Набоков воспитывает своего читателя и делает это бережно и терпеливо, но сначала возникает некий барьер, как при океаническом прибое, для преодоления которого потребуется усилие. (Ещё не поздно остановиться!)
Данный курс лекций посвящен той свободе полета, той насыщенности и вечности, которые открываются за барьером. Больше всего Набоков заботится о хорошем вкусе и чистоте воображения. Он никогда не оставляет своего читателя без поддержки, особенно в той области, которая приоткрывается после загадочного мерцания и сложных предчувствий. Подсознательно мы всё хотим туда заглянуть. Об этой области сказала его жена, Вера Евсеевна: «Главной темой творчества Владимира Набокова всегда была потусторонность».

Мы разберемся с поверхностным «мифом о Лолите» и другими недоразумениями, рожденными невнимательными читателями. Художественное творчество – это, может быть, частное дело. Но довольно скоро мы увидим, что Набоков дарит нам мир и существенно расширяет его масштабы. Речь идёт не о «своём мире», а о нашем, чудесность которого мы не вполне умеем ценить, потому что плохо его видим, потому что не тем заняты и очень невнимательны. Мы поговорим о турах и ангелах, о тайне прочных пигментов, о предсказании в сонете, о спасении в искусстве…
Набоков – это писатель, после чтения которого из туманного полдня для вас проступят деревья, птицы, бабочки, человеческая прелесть и самая нежная поэзия. И всё это вы научитесь замечать сами, потому что ваше зрение и сознание перестанут подглядывать и «подмечать у других», они начнут работать самостоятельно.

Курс состоит из 10 лекций:

  1. Подлинная история «Лолиты» . Почему «Лолита» Набокова — это не просто скандальный роман, а сложное произведение с глубокой философией?
  2. «Евгений Онегин» в комментариях В. В. Набокова. Узнайте, как комментарии Набокова раскрывают новый смысл классического шедевра Пушкина.
  3. «Пнин» Набокова. Тонкая комедия о судьбе русского эмигранта в мире, полном невидимых границ.
  4. Роман Набокова «Защита Лужина». Шахматы как метафора жизни: Лужин и его путь к просветлению.
  5. «Обида» Набокова. История о потерянной невинности и глубокой личной трагедии.
  6. Поэзия vs. кино: «Камера обскура» Набокова. Вопросы кино и литературы: где проходит линия между этими искусствами?
  7. «Бледное пламя» Набокова. Как поэма и комментарии создают вместе неразрывное литературное произведение.
  8. Набоков: «Дар» как роман о русской литературе. Последний роман Набокова на русском языке: история о литературе, любви и поиске счастья.
  9. Миф об Орфее и «Возвращение Чорба» Набокова. Как древние мифы и символы обретают новую жизнь в произведениях Набокова.
  10. «Ада» Набокова. Один из самых сложных и значимых романов Набокова: история любви вне времени и пространства.
ПРОГРАММА КУРСА
  • Подлинная история «Лолиты»
    Роман «Лолита» сделал Набокова знаменитым. И как это часто бывает, пришла та слава, которая никак не повредила самочувствию автора, но сильно пошатнула его репутацию среди торопливых и поверхностных читателей. Мы поговорим о том, за что стоит любить «Лолиту» и как раскрывается её подлинное содержание. Роман нельзя прочитать наспех, нельзя понять походя, потому что в этом случае он прочитывается не как книга Набокова, а как книга его персонажа, а это ставит и читателя в особое, шуточное, смутное положение в отношении реальности. «Исповедь белокожего вдовца» (подзаголовок романа Гумберта Гумберта) – это пародия на то, как обычно читаются книги.
    1
  • «Евгений Онегин» в комментариях В. В. Набокова
    Есть крупное недоразумение в том, что пушкинский роман в стихах читают в школе и потом редко возвращаются к нему. Каждое его слово, каждая строфа, каждый случай авторского вмешательства в текст полны мыслей, мыслей и мыслей, достойных самого внимательного и самого увлеченного чтения. Именно этому Набоков посвятил семь лет своей жизни и оставил подарок для мировой культуры, имеющей мало шансов познакомиться с блистательным и неподражаемым сочинением. На Западе этому мешают недобросовестные переводчики, а в нашем Отечестве - школа. Мы поговорим о главных подсказках, при помощи которых Набоков отдает дань уважения самому любимому русскому поэту.
    2
  • «Пнин» Набокова
    Вопреки распространенному мнению, не "Лолита" сделала Набокова известным писателем в Соединенных Штатах, а "Пнин", который был опубликован годом ранее (1957) в Америке.

    Из всех романов Набокова «Пнин» представляется самым смешным, трогательным и откровенным: это изображение русского эмигранта, затруднения которого по части английского языка да и самой Америки превращают его в уморительную легенду университетского городка.

    Набоков ставит Пнина на место нового героя нашего времени, нового Гамлета, перефразируя цитату из Шекспира: "Это был мир, который был рассеян, и именно Пнин должен был привести его в порядок".
    3
  • Роман Набокова «Защита Лужина»
    «Защита Лужина» - первый роман Набокова, который нравился самому автору, а значит впитал в себя его основные интеллектуальные стратегии и приемы. Мы поговорим о шахматах как о модусе существования, о подростковой инициации, о знаках и символах, о защите человеческой личности. Ведь «защита» - это не только шахматный термин, это буквальная защита человеком самого себя или того, кого он в данный момент считает собой. Мы столкнёмся с травмами вундеркинда и тайной вечной жизни - только в таком диапазоне и можно говорить о подлинном литературном шедевре.

    Роман Набокова уникален как образец виртуозного композиционного мышления, это структура, каркас, строение. В нем интересно всё - от повествовательной стратегии до проникновения в таинство загробного существования. Именно с этого романа возникает феномен Набокова, главной темой которого становится потусторонность.
    4
  • «Обида» Набокова
    Одна из самых острых проблем XX века - проблема отчуждения. Так называется утрата человеком своего места в социуме. Его перестают понимать и чувствовать его важность.

    Есть отчуждение собственности (изъятие), а это утрата самого себя. Практически вся культура минувшего века занята критикой действительности, фиксацией основных проблем, в том числе и проблемы отчуждения. При этом Набоков остается уникальным явлением на этом фоне. Он не только легко погружается в критические вопросы современности, но почти единственный, кто находит выход из них.

    "Обида" — это рассказ о детстве, главный герой мальчик. Но здесь развернуты со всей беспощадностью все стадии отчуждения, которые имеют вид уничтожения и предания смерти. И только главный герой рассказа умеет этому сопротивляться. Он - творческая личность, и по степени внимания, любознательности, одаренности и наблюдательности равен автору.
    5
  • Поэзия vs. кино: «Камера обскура» Набокова
    Роман Набокова "Камера обскура" можно считать предшественницей "Лолиты". Это больше, чем книга, это эстетический манифест и трактат об устройстве сознания.

    В 30-е годы кинематограф достиг своего величия в Германии и постепенно переезжал в Америку. И вдруг писатель Сирин вызвал его на дуэль от имени литературы. Он пишет роман о сути кино, о технике кино, о сознании кино. Мы поговорим о романе, демонстрирующем полную победу литературы над тем, чему мы доверяемся решительно и самозабвенно - над слепотой.
    6
  • «Бледное Пламя» Набокова
    Потусторонность - главная тема всего творчества Набокова. Как научится видеть ее проявления, лучше всего становится понятно из странной книги "Бледное пламя" (или "Бледный огонь"). Это поэма и комментарий к ней, но всё вместе создает один из самых поэтичных и самых композиционно красивых текстов в мировой литературе.
    7
  • Набоков: «ДАР» как роман о русской литературе
    Роман «Дар» последний роман писателя Сирина (под таким псевдонимом Набоков писал по-русски). Это книга о счастье, о взгляде, о писательском мастерстве, о любви. Главный герой Федор Годунов-Чердынцев наиболее близок к автору из всех протагонистов набоковской прозы.

    Эта книга тесно связана с автобиографией «Другие берега», которую представил через 20 лет уже широко известный американский писатель Набоков.

    «Дар» — это интимный ключ к отношениям автора с литературой и его суть – подарок и благодарность. В этой книге свободно и искренне развернуты все любимые мысли Набокова русского (или европейского) периода: идеи круга, сверхчувственной синхронизации, индивидуального рая и внимательной, сложной, бережной работы судьбы.
    8
  • МИФ ОБ ОРФЕЕ И «ВОЗВРАЩЕНИЕ ЧОРБА» НАБОКОВА
    Современной культуре по-прежнему интересны аллюзии на древние мифологические сюжеты. Мифы вспоминаются, потому что они еще живы. Рассказ Владимира Набокова "Возвращение Чорба" — это вариация мифа об Орфее и Эвридике. Но, как это часто бывает у Набокова, художественное произведение таит в себе целый эстетический манифест. В связи с этим интересно подумать об Орфее - первообразе поэта, о его катабазисе (нисхождении во ад) и о том, каково место Орфея в мировой культуре. Поэзия не состоит из материи, не нуждается в реальном материале, потому что возможно взойти от профанного к сакральному, но нельзя безболезненно спуститься обратно.
    9
  • «Ада» Набокова
    Роман «Ада» - одна из самых великих книг Набокова, поставившая его в очередной раз в список претендентов на Нобелевскую премию. Но это и наименее прочитанная его книга, потому что она создана в другой реальности и на другой планете. Набоков в «Аде» запредельно свободен и сверхчеловечески щедр. Автор этой «семейной хроники» уже не старается воспитать своего читателя, он пишет для таких же, как он. И тем не менее, стоит обратиться к этой книге, потому что ей эстетика, её нравственность, её чувственность приобретают вневременные свойства, а только при взгляде «вне времени» мы можем понять, что с нами происходит.
    10

ЛЕКТОР: ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ НЕМЦЕВ

Кандидат филологических наук, доцент Самарского университета, главный библиотекарь СМИБС. Преподавательская деятельность с 2000 года.

Ведущий проекта "Лит-механика" и курса "Уроки русской литературы". Лектор авторских курсов по мифологии, религиоведению и антропологии.

Курсы лектора широко представлены в Школе юнгианского психолога (Санкт-Петербург), где он читает курсы по мифологии, религиоведению и антропологии. Его лекции также востребованы в кинематографической школе TheOneFilm (Москва) по анализу шедевров мирового кинематографа.

Леонид Немцев — автор романа "Две Юлии" (Москва, 2017), поэт и сценарист. Его лекции по мифологии, религиоведению и литературе раскрывают глубокие философские и культурные аспекты, оказывая влияние на восприятие культуры и психологии.
Задайте вопрос или поделитесь впечатлениями :)
Мы с удовольствием отвечаем на ваши письма