МЕНЮ
Уроки древнерусского языка
Авторский курс Арсения Дежурова

  • лектор: кандидат филологических наук, доцент кафедры всемирной литературы Московского педагогического государственного университета, доцент
  • 4 лекции, более 7,5 часов видео
  • все лекции доступны для просмотра сразу после оплаты
  • доступ к материалам открывается навсегда
  • бонус - лекция-спектакль: "Рождественский вертеп: теория и практика кукольного представления"
  • стоимость курса 2800 рублей (возможна оплата в рассрочку).
О КУРСЕ
Вводный курс истории русского языка рассказывает о проблемах его становления и появлении русской литературы. Курс освещает основные языковые процессы трех синхронных срезов:

1. Старославянский язык IX-XI вв;
2. Древнерусский язык XII-XVI вв;
3. Церковнославянский язык XVII в. и появление современного русского литературного языка.

На нашем курсе мы узнаем:

  • Как звучали в древние времена Ъ и Ь, и почему мы их так любили до 1918 года?
  • В чем величие «Слова о полку Игореве» и почему это не подделка?
  • Сколько падежей таится в русском языке? Что такое звательный, местный, частичный падеж? Какие есть еще?
  • Почему "труп" - неодушевленное, а "мертвец" - одушевленное?

А в конце цикла вы сможете посмотреть народную драму "Царь Максимиян". В роли злодея, героя, его невесты, подружки, черного арапа и других, включая саму Дорогую Смерть - выступит кандидат филологических наук, доцент Арсений Дежуров.
ПРОГРАММА КУРСА
  • СТАРОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК. ИСТОРИЯ АЗБУКИ
    Никто не знает, когда появился русский язык. То же можно сказать и про английский, китайский, хинди, да и про почти все языки. Но когда речь идет о долгожданном языке, который был бы родственником для всех славян и никому не был бы при этом ничьей «собственностью», мы можем назвать точный год его рождения. В 863 году Константин Философ и его старший брат, известный нам по монашескому имени Мефодий, отправились в Рим, чтобы утвердить волей папы новый язык священного писания. Буквы этого языка вы читаете прямо сейчас…

    • Что такое глаголица? Чем она отличалась от кириллицы и почему на ней «написаны» тексты голливудских инопланетян?
    • Зачем в кириллице лишние буквы?
    • Почему славяне плохо считали при помощи славянских и греческих букв, и сколько было цифр в отсутствие нуля?
    • Какие звуки славяне не умели произносить, а приходилось учиться?
    1
  • ДВУЯЗЫЧИЕ НА РУСИ: ДРЕВНЕРУССКИЙ И ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫКИ
    Благодаря первоучителям Кириллу и Мефодию славянские народы обрели возможность, наконец, прочитать священные тексты на понятном, хотя и никому (кроме Бога) не принадлежащем языке. Он был создан искусственно на основе македонского диалекта древнеболгарского языка. Никто никогда не говорил на нем, не думал и не писал, в общем-то, тоже. Это был язык богослужебных книг. Но вместе с его книжным существованием развивались живые языки славянской Европы. Разговорный язык заимствовал у книжного недостающие слова, а книжный наполнялся ошибками переписчиков. Так возникла ситуация двуязычия, в преодолении которой сформировался русский литературный язык.

    • Загадочный звук Ѣ – каким он был, и жив ли он теперь?
    • Переход Е в Ё. В чем причина проблемы, почему нет правил написания буквы ё, да и вообще, где она?
    • Гласные Р и Л. Что они оставили по себе, и почему старые бабушки и доктора филологии говорят «верьх», «церьковь», «четьверьг»?
    • Какие буквы кириллицы исчезли, какие видоизменились, а какие пришлось добавить?
    2
  • ДРЕВНИЕ РЕЛИКТЫ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ
    В XVII веке перед русской литературой, которая только нарождалась, встал выбор между двумя языками. Письменный – старославянский, ставший «церковнославянским языком русского извода» и разговорный русский, наполненный церковнославянизмами, заимствованиями из неметчины и кальками – чужими словами, которые русские ученые перевели в «русскообразую» форму. Литература избрала родной язык, а огромный пласт родственного, церковнославянского, остался не всем доступным сокровищем высоко штиля поэзии. Мы используем в разговоре обломки древнерусского и церковнославянского языка, не ведая, что наша речь – музей лингвистики, каждому экспонату которого сопутствует увлекательная история.

    • Жили были в прошлое время четыре прошедших времени. Что такое «жили были», и какие это были времена?
    • Как три склонения растворились в трех других склонениях?
    • Как использовать третью форму числа – больше, чем единственное, меньше, чем множественное?
    • Зачем была нужна орфографическая реформа в начале XX века и зачем она нужна в начале XXI?
    3
  • СЕКРЕТНЫЙ МУЗЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА
    Дитмар Эльяшевич Розенталь, полиглот, известный всем, кто пытался хорошо выучить русский язык по надежным учебникам, признавал, что самая взбалмошная грамматика - у великого и проч. русского языка. Грамматика бывает громоздкой, ограниченной, примитивной, но она логична. Русская грамматика полна сюрпризов, ни одно правило не обходится без кучи исключений, которые наперегонки готовы отрицать правило.

    • Вы можете объяснить иностранцу, почему "я коплю" - это настоящее время, а "я куплю" - будущее?
    • Почему "полуживой" и "полумертвый" - это всегда живой?
    • Что такое "склонение детенышей", и почему "детеныши" - это опята и маслята?
    • Почему Островский сочинял "Снегурочку" в лесу (с окончанием "у"), а про Счастливцева и Несчастливцева в "Лесе" (с окончанием "е")?
    4
БОНУС: РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ВЕРТЕП: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КУКОЛЬНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Эта встреча утонченных знатоков из сливок интеллектуальной эссенции бомонда не так продолжительна, как обычные наши штудии в клубе "Точка интеллекта". Это объясняется физическим износом лектора, которому придется вести рассказ не только от своего лица, но от имени злодея, героя, его невесты, подружки, черного арапа и других, включая саму Дорогую Смерть. Так же не поставленным, хотя и не лишенным приятности голосом, в образовательных целях будут исполнены колядки, дразнилки, скоморошины, щедринки, шумелки и вопилки русского народа. Этому будет предпослан короткий рассказ о следующем:

  • Специфика новогоднего фольклора в разных регионах России
  • Виды колядок, особенность их исполнения.
  • Устройство вертепа: ящик, куклы, порядок действа.
  • "Зверства Ирода и слезы Рахили" на вертепной сцене.
  • В заключение средствами кукольного театра БУДЕТ ИСПОЛНЕНА народная драма "Царь Максимиян" с прологом и эпилогом (22 минуты).

В роли 11 персонажей выступит кандидат филологических наук, доцент Арсений Дежуров.
Отзывы
Задайте вопрос или поделитесь впечатлениями :)
Мы с удовольствием отвечаем на ваши письма