МЕНЮ
Три разговора о Серебряном Веке
Авторский курс Михаила Павловца
  • лектор: кандидат филологических наук доцент НИУ ВШЭ и учитель Лицея НИУ ВШЭ.
  • 3 лекции, 4.5 часа видео
  • все лекции доступны для просмотра сразу после оплаты
  • доступ к материалам открывается навсегда
  • стоимость курса 2200 рублей
О КУРСЕ
Авторский цикл лекций Михаила Павловца посвящен периоду русской культуры, известным под названием Серебряный Век. Цикл состоит из трех лекций.

Этот Век ознаменовался самыми противоречивыми событиями: культурным и экономическим взлетом – и духовным и социальным кризисом, появлением целой плеяды художников мирового масштаба, утонченнейших форм искусства – и возникновением массовой культуры, одновременно ненавистной и столь искусительно притягательной для людей высокой культуры.

Реакцией на Серебряный век – или его кульминацией, его продолжением или и его крахом стала Великая революция 1917 года?.. и через 100 лет у нас нет однозначного ответа на этот вопрос.
ПРОГРАММА КУРСА
Лекция 1
Почему рубеж XIX и ХХ веков получил название Серебряного века?
Символика серебра в названии эпохи – и в культуре времени: Серебро между Золотом и Медью (или Железом);

  • Русский Ренессанс, Рубеж веков, Русский модерн, Русский fin de siècle … – что стоит за альтернативными названиями этого периода?
  • От синэстезии – к «синтезу искусств» — но что дальше?
  • «Я – Гений Игорь Северянин…»: не слишком ли много брали на себя деятели Серебряного века?
  • Где границы Серебряного века – и почему он по-прежнему актуален для нас?
Лекция 2
Декаданс и декаденты Серебряного века
Понятие «Декаданс» (от франц. – «упадок») стало одно из наименований и самого Серебряного века, и доминирующего в нем умонастроения. Не все разделяли критический пафос этого определения – и как не все признавали «упадком» Серебряный век русской культуры. Но если это был и «упадок» – то упадок чего?

  • В чем притягательность декаданса – тогда и сейчас?
  • Как связан декаданс с именами А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, З. Фрейда?
  • Был ли Лев Толстой декадентом?
  • Что такое «перевернутая логика» декаданса?
  • Может ли декадентство быть светлым?
  • Есть ли выход из «замкнутого круга» декадентского мироощущения?
Лекция 3
Рождения Авангарда из духа Революции versus рождение Революции из духа Авангарда
Второе десятилетие ХХ века ознаменовало возникновение в искусстве авангарда – искусства, отбросившего идею эволюции художественных форм ради революционного их преображения.

  • «Новое, первое, неожиданное»: кто сказал, что новое – уже хорошо?
  • Зачем «гладить сухих и черных кошек», кто такой «Доитель изнуренных жаб» и можно ли перевести на понятный язык «дыр бул щыл убешщур»?
  • Где границы Искусству – и что произойдет с миром, если их упразднить вовсе?
  • Чем «провинился» Бог перед Маяковским?
Кандидат филологических наук доцент НИУ ВШЭ и учитель Лицея НИУ ВШЭ. Тема диссертации: «Становление художественной системы Б.Л. Пастернака и творчество Р.М. Рильке».

Исследователь русского литературного канона. Автор статей по истории русской литературы XX века и методикам преподавания литературы.

С 2012 г.: приглашенный редактор журнала «Folia Litteraria Rossica».
Лектор
Михаил Георгиевич Павловец
Задайте вопрос или поделитесь впечатлениями :)
Мы с удовольствием отвечаем на ваши письма