Авторский курс Ивана Негреева
Образы богинь в истории религий
    • 8 лекций
    • 16 часов видео
    • доступ на два месяца с возможностью продления
    Стоимость курса
    2800 руб.
    В мифологии и истории религий широко и разнообразно представлены образы богинь. Одни исследователи считают, что большинство из них развилось из первообраза Великой богини, другие полагают, что женские мифологемы формировалось из разных источников.

    Богини матери и богини любви, богини судьбы и богини войны, так или иначе сопутствуют большинству существующих мифологий. В этом небольшом цикле занятий мы постараемся разобраться в образах женских божеств, их функциях и значении в обществе, попробуем выявить то общее, что соединяет между собою порой совершенно непохожих персонажей, почитавшихся в далеких друг от друга регионах, и часто отстоящих друг от друга исторически дальше, чем географически.
    О курсе
    ПРОГРАММА КУРСА
    Лекция 1
    Образы Великой богини в доисторический период
    Археология каменного века доносит до нас один из важнейших и наиболее распространенных образов, образ Великой Богини-Матери, символы которой встречаются на протяжении всей доистории человечества.

    От Верхнего палеолита мы знаем фигуры крупных женщин (Палеолитических Венер), вырезанные из кости и слепленные из глины, а вульварная символика встречается в захоронениях и святилищах кроманьонцев.
    Лекция 2
    Развитие образа Великой Богини на Переднем Востоке
    Образ Великой Богини-Матери, повсеместно встречающий нас в каменном веке, сохраняется и в исторически период.

    Ее иконография меняется. Пышные формы доисторической богини уходят постепенно в прошлое, и на смену ему приходит подчёркнуто изящная иконография богинь.

    На Переднем Востоке и в Древней Греции сохраняется образ спасающей богини Матери в лице египетской Исиды, шумерских Намму и Нинхурсаг, или греческой Деметры. Однако, от него отделяется пугающий образ богини подземного мира и смерти.
    Лекция 3
    Образы женских божеств в индоевропейских культурах
    Наш разговор об индоевропейских богинях мы начнем с Древней Греции и Древнего Рима.

    Древнегреческая культура в своем генезисе имеет несколько источников. С одной стороны она индоевропейская, с другой, в ней присутствуют образы и мифологемы, встречающиеся в передневосточных культурах. В образах Геи, Реи и Деметры узнается богиня-мать, а в Афродите и Персефоне – спускающаяся в подземный мир, месопотамская Инанна-Иштар.
    Лекция 4
    Ранневедийская Индия и Древняя Европа
    Ранневедийские тексты не имеют большого «женского представительства» в пантеоне, и долгое время считалось, что женские образы носили чисто второстепенный характер в сознании ведийских ариев. Однако, ряд современных исследований показывают, что не стоит недооценивать женские образы ригведы. Некоторые из них сохраняются и в европейской мифологии, и это не только Великая Мать, но и великая речь (Вач), в облике первозданной буйволицы...
    Лекция 5
    Великая богиня Древней Индии
    Великая Богиня Индии, Махадеви, Шакти, имеющая множество гневных и милостивых форм, без сомнения воспроизводит амбивалентные черты ужаса и благости богини, тянущиеся ещё из доисторического периода.

    Однако, в Индии Шакти получает детальное философско-богословское осмысление. Махадеви в обликах Махавидий, Кали, Дурга, Тара, Бхайрави, Бхуванешвари, Чиннамаста, Дхумавати, Багаламукхи, Матанги, Камала - это больше, чем просто образы или мифы.
    Лекция 6
    Образ Бабы Яги в контексте сравнительной мифологии
    Образ Бабы Яги, так или иначе знаком каждому с детства. Из русских сказок мы знаем об избушке на курьих ножках, которая стоит за тридевять земель в тридесятом царстве, окружённой забором из человеческих костей с черепами, и о «лесной бабе», то ли ведьме, то ли великанше, которая ездит в ступе и погоняет помелом.

    Однако образ Бабы Яги не так однозначен, как он предстает в популярных сказках. В.Я. Пропп выделял три аспекта Яги:

    Яга-воительница с мечом - кладенцом, с которой сражается герой сказки «не на жизнь, а на смерть».
    Лекция 7
    Образы божественной женственности в каббале и библейских традициях
    В библейских традициях, монотеистических и во многом патриархальных по своей сути, мы встречаем образ божественной женственности в лице кабалистической Шхины или иудейской и христианской Софии, Вечной Премудрости Божьей.

    И тот и другой термин обрел многообразную религиозно-философскую рефлексию в своих традициях, однако и в философских концептах, еще возможно различить религиозные идеи сформировавшиеся в контексте образа Великой Богини.
    Лекция 8
    Женские божества древнего Китая и Японии
    Дальний Восток изобилует образами всевозможных женских духов и богинь. Они обитают во всех районах и областях и отвечают за самые разные функции. Среди них как персонажи высокой мифологии, так и низшей.

    Всевозможные: Ши-попо (бабушка–камень), Чуан-попо (бабушка–кровать), Тайшань-найнай (бабушка–гора Тайшань), Лугу-найнай (бабушка Лугу) Майман-найнай (бабушка-пшеничная ость). Некоторые из богинь, такие как Гуаньинь, буддийского происхождения, иные, как Чай Нюй, народного. И в эту копилку китайских богинь и духов можно добавить духов японского синто, которые в полной мере отражают своеобразие дальневосточного мировоззрения.
    Религиовед, старший преподаватель кафедры религиоведения Православного Института Иоанна Богослова, исследователь традиционных религий, преподаватель философии Института журналистики и литературного творчества.
    Лектор
    Иван Олегович Негреев
    Задать вопрос менеджеру
    Наши контакты
    2020, Все права защищены
    Клуб "Точка интеллекта"

    ИП Леонтьева Жанна Игоревна
    ИНН 781607412857
    ОГРНИП 320784700110378
    Made on
    Tilda