МЕНЮ
Очерк английского романтизма в литературе и живописи
Авторский курс Арсения Дежурова

  • лектор: специалист по литературе и искусству немецкого романтизма, кандидат филологических наук, доцент кафедры всемирной литературы Московского педагогического государственного университета
  • 4 лекции, более 7 часов видео
  • все лекции доступны для просмотра сразу после оплаты
  • доступ к материалам открывается навсегда
  • стоимость курса 2800 рублей
О КУРСЕ
Еще в пору царствования королевы Виктории в Англии стали появляться научные труды, которые относили зарождение романтизма в Соединенном королевстве не к концу XVIII века, а к началу столетия. Различить предромантизм и романтизм трудно, особенно в английской литературе, где было так много прекрасных поэтов до, во время и после романтизма.

Мистик и спиритуалист Уильям Блейк, Роберт Бёрнс, отрицающий, что он романтик, Вордсворт и Колридж, которые оскорбили хороший вкус сограждан, ранили их разум и создали первый манифест английского романтизма, только потому, что не смогли оплатить в кабаке счет…

Байрон и Вальтер Скотт. Когда тридцатипятилетний писатель сэр Вальтер первый баронет Скотт написал «Песнь последнего менестреля». «Дай бог чтобы последнего» –, откликнулся двадцатилетний писатель лорд Джордж Гордон шестой барон Байрон. Язвительный отзыв продолжился дружбой.

Удивительно, что английская культура, подарившая миру лучших писателей, ученых, реформаторов, была на удивление слаба в живописи.

И тут появляется Уильям Тёрнер – художник, которого называют предтечей импрессионизма. И это в Англии, где в это время кроме милых, салонных художников вроде Генсборо, особо не на кого посмотреть.

Прерафаэлиты – самые известные художники романтической эпохи, которые, если и не повторили успех Возрождения (что спорно), то во всяком случае очаровали молодежь и продолжают очаровывать до сих пор.

Обо всем этом, можно узнать в авторском курсе Арсения Дежурова «Очерк английского романтизма в литературе и живописи».
ПРОГРАММА
  • На рубеже веков: канун романтизма и «Озёрная школа»
    Еще в пору царствования королевы Виктории в Англии стали появляться научные труды, которые относили зарождение романтизма в Соединенном королевстве не к концу XVIII века (как на континенте), а к самому началу столетия. И в самом деле – различить предромантизм и романтизм трудно, особенно в английской литературе, где было так много прекрасных поэтов до, во время и после романтизма. В чем принципиальное различие завершающих век разума Уильяма Блейка и Роберта Бёрнса с первыми романтиками «Озёрной школы» - Вордсвортом и Колриджем?
    • Как выглядит ежегодный пир в день рождения Бёрнса, почему пудинг едят со стихами, что подарил романтизму шотландский фермер и почему он сам не романтик?
    • Почему мистик и спиритуалист Уильям Блейк предпочел стать спутником романтизма, а не его лидером?
    • Как двое друзей не смогли оплатить счет в кабаке и были вынуждены написать «Лирические баллады»?
    • Почему сборник Вордсворта и Колриджа оскорбил хороший вкус, ранил разум и стал первым манифестом английского романтизма? (Предисловие ко второму изданию «Лирических баллад» У. Вордсворта).
    • Английское воображение против немецкой фантазии – демократы и аристократы романтизма.
      01
    • Романтическая категория живописного и живопись Уильяма Тёрнера.
      Начало XIX века в Англии - пора напряженной смены лидера романтического движения. По сути дела, каждые два года появлялась новая звезда. Сначала это был Вордсворт с необычной простотой "Лирических баллад", потом Колридж, приоткрывший в "Старом мореходе" завесу над бессознательным (слово "подсознательный" было еще не в ходу. Потом "Ирландские мелодии" Томаса Мура, "Шотландские мелодии" Вальтер Скотта... Романтизм расцвечивался разными красками, и в романтической эстетике Англии возникает новая категория - "живописное". И в этих обстоятельствах появляется первый гений английской живописи - Джозеф Мэллорд Уильям Тёрненер.
      • Почему немецкие романтики - аристократы литературы, а англичане - демократы? Фантазия против воображения.
      • Что оскорбительного в названии "Лирические баллады", и почему баллады не могут быть "лирическими"?
      • Что сложного в "простом" воображении Вордсвота (fancy)?
      • Что простого во "вторичном" воображении Колриджа (imagination)?
        02
      • Великая дружба: Байрон И Вальтер Скотт
        Тридцатипятилетний писатель сэр Вальтер первый баронет Скотт написал "Песнь последнего менестреля". "Дай бог чтобы последнего", - откликнулся двадцатилетний писатель лорд Джордж Гордон шестой барон Байрон. Ни писателям, ни публике было невдомек, что с этот язвительный отзыв продолжится дружбой. Два величайших литератора встретятся для долгих разговоров, и под взглядами толпы эта пара, смешно прихрамывая (в ту пору над этим было принято смеяться), будет предаваться увлеченным прогулкам, полным разговоров. О чём - никто не знал. Может быть, об охоте и скачках (оба это любили). А может, про новые пути мировой литературы (оба их открыли).
        • Взгляд в прошлое и создание жанра исторического романа.
        • Что упустил Вальтер Скотт в изображении характера? (Дополнение Стендаля).
        • Что упустил Вальтер Скотт в изображении времени? (Дополнение Бальзака).
        • Как Байрон "проснулся знаменитым"?
        • Почему англичане считают Байрона "русским" поэтом?
          03
        • Триумф и падение английской романтической живописи: от Тёрнера к прерафаэлитам
          Удивительным для молодого человека, влюбившегося в Англию, бывает узнать, что английская культура, подарившая миру лучших писателей, ученых, реформаторов, была на удивление слаба в живописи и музыке. Конечно, были музыканты уважаемые (как Пёрселл) и художники милые (как Генсборо). Но никогда англичане не поднимались до высот Генделя и Гольбейна (те хоть и жили в Англии, были немцами). На мировой уровень английская живопись вышла только в эпоху раннего романтизма, когда неожиданно для истеблишмента сын цирюльника, говорящий на плебейском кокни, стал одной из главных персон не только английской живописи, но всего мира. Но, завещав все собрание своих картин британской нации, Тёрнер не сразу был увиден на континенте. Гораздо больший успех в XIX веке ждал братство прерафаэлитов, венчающее романтическую эпоху в Соединенных Королевствах.

          • Как случилось, что Тёрнер предвосхитил открытия импрессионистов, но не создал нового направления?
          • Раздумья галереи Тейт над Тёрнером: гений или безумец?
          • Прерафаэлиты: новаторы живописи или салонное развлечение?
          • Образ жизни прерафаэлитов - чем он очаровал молодежь?
          • Как манера прерафаэлитов проявилась в мировой живописи ХХ века?
          04
        Отзывы
        Задайте вопрос или поделитесь впечатлениями :)
        Мы с удовольствием отвечаем на ваши письма