МЕНЮ
Ересь и литература
Авторский курс профессора Жаринова

  • 6 лекций, более 9 часов видео
  • список литературы для каждой лекции
  • смотрите в удобное время с момента оплаты
  • доступ к материалам открывается навсегда
  • стоимость 3900 рублей
О КУРСЕ
«Сжечь еретика!», – кричала толпа. И костры борьбы с ересью разгорались по всей Европе...

Но что же такое ересь? И может ли быть связана ересь с литературой? А с современной литературой? Давайте разбираться.
Ересь в переводе означает всего лишь «выбор», или альтернативный взгляд на мир. Но это слово в истории обросло иными тревожными смыслами.

Идея, по мнению представителей учения о ноосфере, которую также рассматривают как вариант ереси, так вот, идея подобна вирусу, или живому микроорганизму. Этот вирус можно победить, загнать в подполье, но нет никакой гарантии, что через некоторое время он не сможет вновь заявить о себе, пройдя через определённую мутацию.

Нечто подобное происходит и с ересями. Забытые, они тлеют до поры до времени в глубинах коллективного бессознательного, но вот что-то меняется и происходит взрыв, извержение вулкана, выход расплавленной породы наружу.
Иными словами, ереси - это не нечто необычное и давно забытое, еретические мысли живут в каждом.

В нашем небольшом курсе мы рассмотрим историю ересей и их след в литературе. Мы поговорим о ереси в романе Зюскинда «Парфюмер и постараемся найти еретически след в английском постмодернизме.

Курс будет интересен всем, кто любит хорошую литературу и готов посмотреть на знакомые произведения под новым углом.

К каждой лекции подготовлен большой список книг для самостоятельного изучения.
КУПИТЬ
ПРОГРАММА КУРСА
  • Лекция 1. История ересей
    На вводной лекции курса мы поговорим об истории ересей.

    Как, например, Серебряный век и Октябрьская революция могли быть связаны с хлыстовщиной и манихейством?
    1
  • Лекция 2. Постмодернизм и ересь: роман Зюскинда «Парфюмер»
    Это произведение по праву считается одним из наиболее ярких проявлений постмодернизма. Рассказывая о жизни таинственного и загадочного создателя самых необычных ароматов, автор, на самом деле, вплетает в своё повествование различные еретические концепции. Какие? Мы увидим с вами, как различные еретические учения в разных литературных и культурных традициях продолжают своё существование и обогащают наше эстетическое восприятие мира.
    2
  • Лекция 3. Роман Умберто Эко «Имя розы»
    В этом тексте итальянский культуролог и писатель, как раз, даёт краткую характеристику основным еретическим учениям Средневековья. И делает он это неслучайно. Почему?

    Следуя за Хорхе Борхесом, большим знатоком различных ересей, Эко наглядно показывает, как вся постмодернистская парадигма была ориентирована на неортодоксальные учения о Боге.

    Знаменитая монастырская библиотека в романе - это отсылка к известнейшей новелле Борхеса «Вавилонская Библиотека», а сам слепой монах Хорхе у итальянского автора и является намёком на великого аргентинского библиотекаря. Почему постмодернизм был так комплементарен по отношению ко всем ересям?
    3
  • Лекция 4. Хорхе Борхес «Вавилонская библиотека»
    Давайте поговорим о творчестве Хорхе Борхеса. Возьмём его «Вавилонскую библиотеку» и вспомним о еретических учениях в литературе постмодернизма. Возьмём его повесть «Сад расходящихся тропок», поговорим о «Письменах Бога».

    Почему постмодернизм так любит альтернативные ортодоксии учения?
    Что даёт этот новый взгляд?
    Как проявляется здесь философия Ницше?
    4
  • Лекция 5. Постмодернизм в Англии
    Продолжаем говорить о влиянии ереси на литературу постмодернизма и в связи с этим разберём творчество Питера Акройда, Джулиана Барнса и Малколма Брэдбери.

    Как в творчестве этих писателей проявились неортодоксальные взгляды на мир, как в их творчестве осуществлялся процесс деконструктивизма, процесс, подвергающий сомнению три основных положения западной цивилизации: вера в Бога, вера в рациональное постижение мира и вера в исторический прогресс.

    Сомнение именно в этих основополагающих истинах и служит разрушению структуры сознания классического периода. Так завещал ещё Ф.Ницше.

    К чему это может привести и что нам ждать, что может прийти на смену постмодернистской парадигмы?
    5
  • Лекция 6. Назад к матриархату? Роман Джона Фаулза «Женщина французского лейтенанта»
    Творчество Фаулза известно многим. Он один из первых обратился к поэтике постмодернизма.

    Фаулз «включил» и постмодернистскую иронию по отношению к европейской рациональности. Оказалось, что его героиня Сара Вудрафф, эта рыжая бестия, больше напоминающая женщину эпохи хиппи, разрушает всем своим поведением мир мужского шовинизма, и гендерный подход к истории в целом становится весьма актуальным.

    Мы что, переходим в женскую цивилизацию, в мир, в котором будут править женщины, или?.. Вопрос серьёзный и болезненный, и он невольно возникает после прочтения романа.
    6
ЛЕКТОР
Российский писатель, литературовед, публицист, переводчик. Профессор кафедры всемирной литературы филологического факультета МПГУ, участник программ «Игра в бисер» и «Наблюдатель» на канале «Культура».

Лекции Евгения Викторовича — это настоящая находка для читающей публики, жадной до знаний.

ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ ЖАРИНОВ
Задайте вопрос или поделитесь впечатлениями :)
Мы с удовольствием отвечаем на ваши письма