МЕНЮ
Философия о мышлении и сознании
Авторский цикл религиоведа Ивана Негреева

  • лектор: религиовед, преподаватель философии и истории религий
  • 13 лекций, более 24 часов видео
  • материалы для дополнительного изучения
  • все лекции доступны для просмотра сразу после оплаты
  • доступ к материалам предоставляется навсегда
  • стоимость курса 7700 рублей (возможна оплата в рассрочку).
О курсе
Проблема мышления и сознания в философии существует с момента возникновения самой философии. Даже тогда, когда самого термина сознания еще не существовало, вопрос о том «как, что и чем мы мыслим?» должен был возникнуть.

В античной философии досократического периода сознание определялось понятием души (психея) и восходило к Логосу (Гераклит) – огню, мировому порядку, разуму, первооснове бытия мира. Хотя душа рассматривалась порождением вторичным, материальным (и в случае с человеком – далеким от совершенства), греки наделили ее способностью мыслить и подчиняться законам Логоса («мыслящая душа»).

Квинтэссенцию понятий «разумная душа» и «познание» мы находим у Платона в диалоге «Федон» (термин «сознание» философ вообще не употреблял, его «познание» сегодня порой отождествляют с «сознанием». Платон говорит о «чистом знании», «душе», «способности мыслить», «припоминании», «рассудительности», «Уме-устроителе» и т. п.

От Платона до наших дней проблема мышления и сознания серьезно эволюционировала.

Сознание, по меткому замечанию Шопенгауэра, «загвоздка вселенной». В мире, который принято воспринимать материально, сознание контрастно выделяется. Сознание связано с деятельностью мозга, его материальным органом. И все же остается «чувство непреодолимой пропасти между сознанием и мозговым процессом. Так как же получается, что на размышлениях нашей повседневной жизни это не сказывается?» спрашивал в свое время Витгенштейн.

До сих пор не существует единства в понимании проблемы сознания. Его онтологический статус имеет широкий диапазон: от констатации существования «особой духовной реальности», до объявления «свойством высокоорганизованной материи».

Является ли сознание эволюционным придатком сенситивного опыта и чувств, порождающим опыт личности, которая нигде кроме самого сознания не представлена?

Или же сознание первично относительно материи?
Иными словами, что сначала бытие или мышление?
Есть ли бытие вне мышления?
И даже в более радикальной форме, а есть ли мир за пределами сознания, или же статус бытия сводится к фантому?

Но есть и гносеологические вопросы.

Чем ограничено сознание в процессе познания мира?
Что недоступно сознанию?
Может ли сознание само себя осознать и мыслить?
Из чего состоит сознание, и каковы трансцендентальные структуры, определяющие сознание?
В чем разница между такими терминами как мышление, ум, разум, рассудок?

А ведь к этому в 20 веке с развитием психоанализа добавляется проблема бессознательного и подсознательного.

Все это самые масштабные вопросы, раскрывающие проблему сознания в философии.

На нашем небольшом курсе мы попробуем обзорно обсудить, как эти проблемы освещены в истории философии.

Лекции курса
  1. Мышление, познание и разумная душа в античной философии
  2. Проблема разума в Средневековой философии
  3. Проблема разума в эпоху Возрождения и в Новое время. Часть 1
  4. Проблема разума в эпоху Возрождения и в Новое время. Часть 2. Разум и его границы в философии Канта
  5. Немецкий дуализм. Часть 1
  6. Немецкий дуализм. Часть 2
  7. Влияние психоанализа на проблему сознания
  8. Проблема разума в ХХ веке. Часть 1
  9. Проблема разума в ХХ веке. Часть 2
  10. Проблема сознания в южно-азиатской религиозной философии. Индуизм
  11. Индуизм. Йога и веданта
  12. Проблема сознания в буддизме. Часть 1
  13. Проблема сознания в буддизме. Часть 2
ЛЕКТОР
Религиовед, старший преподаватель кафедры религиоведения Православного Института Иоанна Богослова, исследователь традиционных религий, преподаватель философии Французского Университетского Колледжа МГУ имени М.В. Ломоносова.

Защищал кандидатскую диссертацию по теме «Древнескандинавский культ Одина и мифология индоевропейских мужских союзов». Участник научных конференций, автор книг и циклов лекций по темам «Религия в Дохристианской Скандинавии», «История религий», «История философии», «Шаманизм».

Иван Олегович Негреев
Задайте вопрос или поделитесь впечатлениями :)
Мы с удовольствием отвечаем на ваши письма