МЕНЮ
Великие французы гигантских времен: Стендаль, Мериме, Бальзак, Флобер, Бодлер
Авторский курс Арсения Дежурова

  • лектор: кандидат филологических наук, доцент кафедры всемирной литературы Московского педагогического государственного университета
  • 5 лекций, более 8 часов видео
  • все лекции доступны для просмотра сразу после оплаты
  • доступ к материалам открывается навсегда
  • стоимость курса 3300 рублей
О КУРСЕ
XIX столетие. Пружина времени начинает сжиматься. Открытие следует за открытием. Темп жизни ускоряется. Невероятный век! Век, события которого перевернули мир. Не стала исключением и литература.

В курсе лекций «Великие французы гигантских времен: Стендаль, Мериме, Бальзак, Флобер, Бодлер» Мы со всех сторон рассмотрим такое новорожденное (для XIX века) направление культуры, как реализм. И поговорим об авторах, которые вывели французскую, а за ней и мировую, литературу на новый уровень.

Увидим, как нехватка терминов для новых явлений сказалась на произведениях Фредерика Стендаля. Разберем понятия времени и места в литературе романтической и реалистической. Узнаем, как Просперу Мериме удалось сделать «реалистической» фантастику. Далее, устремим взгляд на Бальзака. Это первый автор в мировой литературе, который создал свою Вселенную: почти сотня произведений и две тысячи персонажей, так или иначе связанных между собой. Именно благодаря Бальзаку появилось такое понятие, как реалистический «гипертекст». После ближе познакомимся с Гюставом Флобером. Этот замечательный писатель с бесстрастностью ученого исследовал человеческие души. Почему же в итоге получилась «симфония пошлости»?

И наконец поговорим о выдающемся французском поэте – Шарле Бодлере. Как он освободил поэзию? За что судили его стихи? И почему панки, денди и сюрреалисты считают поэта своим предтечей?
ПРОГРАММА КУРСА
  • ФРЕДЕРИК СТЕНДАЛЬ: МЕЖДУ РОМАНТИКАМИ И РЕАЛИСТАМИ
    Виктор Гюго говорил про свой неторопливый век: "Мы живем в гигантские, преувеличенные времена!".

    Стремительно понеслись паровозы, вот-вот застрекочет пленка в кинематографе - новое стремительно вытеснялось новейшим. Иногда это было так быстро, что люди не успевали придумывать слово для появившейся сущности, вот отчего Фредерика Стендаля, автора книг о пылких юношах и энергичных женщинах, стали называть "романтиком". Правда, он еще писал про распад третьего сословия, переход власти из рук аристократии к богачам, разложение церкви. А это уже не романтические темы. Но слово "реализм" еще не применяли к литературе, поэтому наш разговор о гениях XIX века будет по старинке иногда называть некоторых писателей "романтиками", хотя всякому очевидно, что в искусстве слова началась новая эпоха.

    • Почему Стендаля многие считают романтиком, и в чем тут ошибка?
    • Что такое историческое время, почему оно отражено и у романтиков и у реалистов, но важно только реалистам?
    • Что такое художественное время, почему оно быстро несется у романтиков и длиннее длинного в реалистической литературе?
    • Почему город N есть и у романтиков и у реалистов, но эти города не имеют между собой ничего общего?
    • В чем смысл заглавия "Красное и черное": почему роман можно назвать первым великим произведением реализма?
    1
  • ПРОСПЕР МЕРИМЕ: «РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ» ИСТОРИЯ, ЭКЗОТИКА И ФАНТАСТИКА
    Читатель, очарованный только что открытым романтиками историческим жанром, берется за «Хронику царствования Карла IX», чтобы повстречаться со знаменитыми участниками Варфоломеевской ночи. Но где же Карл IX? Вот он — молодой человек с головой, ушедшей в плечи, в его глазах не прочитаешь ни слова о предстоящем зверстве. «А Екатерина Медичи? Она говорит значительные слова?». Нет, — отвечает автор, эта толстая женщина с сонным взглядом говорит только: «Мадлен! Дайте сладкого молока моей неаполитанской собачке». «А королева Марго?» — не унимается читатель. Автор отрезает: «Ей нездоровилось, и она не выходила из своей комнаты». Этот разговор читателя с писателем из романа Мериме – первый манифест реалистического историзма...

    • Почему расстреливать лидеров оппозиции в Париже предосудительно, а на расстрел враждующих вождей в арабском Египте можно посмотреть сквозь пальцы? (Предисловие к «Хронике царствования Карла IX», 1829).
    • Почему убивать малолетних сыновей за помощь полиции в Париже – преступление, а на Корсике – нравственный принцип? («Маттео Фальконе», 1829).
    • Француз рассказывает о злоключениях баска и цыганки в Испании. В чем типичные проблемы экзотической новеллы? («Кармен», 1845).
    • Бронзовая статуя фантастическим образом задушила незадачливого любовника. И где тут реализм? («Венера Илльская», 1837).
    2
  • ВЕЛИЧАЙШЕЕ ОТКРЫТИЕ БАЛЬЗАКА: РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ "ГИПЕРТЕКСТ"
    Когда Бальзак вошел в литературу, он преследовал две цели. Первая довольно обычная - прославиться. А вот вторая вполне отражает наступившую эпоху человеческой жадности, капитализма. Он хотел разбогатеть. И разорился дотла, так что ему пришлось непрерывно писать романы, рассказы, пьесы, статьи и орать при этом от боли в руке и заду. Орал, но не прекращал писать. Этого все равно было мало, и вдова Бальзака (она была замужем за ним последний год его жизни) в заботе о чести писателя еще 12 лет расплачивалась с его кредиторами. Он написал почти 100 произведений, впервые в литературе соединив их в космос, где 2000 персонажей взрослеют, стареют, влюбляются, изменяют друг другу, богатеют и разоряются. А главный герой "Человеческой комедии" - деньги.

    • Что значит фраза: "Я изображаю мужчин, женщин и вещи"? (Структура и циклы "Человеческой комедии")
    • Почему роман о фантастическом талисмане, исполняющем желания молодого человека, является классикой реализма? ("Шагреневая кожа", 1831).
    • Отчего "обычный пятиэтажный доходный дом на окраине Парижа интереснее египетских пирамид и московского Кремля"? ("Отец Горио", 1935).
    • Как из романа в роман перемещаются большие состояния? ("Гобсек", 1830; "Утраченные иллюзии", 1836-43; "Блеск и нищета куртизанок", 1838-47).
    3
  • ФЛОБЕР: «СИМФОНИЯ ПОШЛОСТИ» В ОБЪЕКТИВНОМ РОМАНЕ
    «Возьмите жабу или челюсть осла. Какое у вас о них мнение? Никакого. Вы можете исследовать их, приготовить лабораторный препарат, но высказывать мнение – нет!». Так рассуждал Гюстав Флобер. Он исследовал мир глазами ученого, стремясь объективно изобразить жизнь. Объектом исследования стало уродство человеческой души. «Мы топчемся на прогнившей доске огромного нужника, и надо было бы удавиться, если бы еще не встречались люди, чье дыхание облагораживает атмосферу», - горестно писал он другу. Нам кажется, что этим редким человеком должна быть Эмма Бовари – ведь мы знаем фразу писателя: «Мадам Бовари – это я». И никто не цитирует продолжение: «…но в каждом маленьком городке мается такая бабенка»…

    • Легко ли трем интеллектуалам обойтись в разговоре без ума и остроумия? (Игра Флобера и его друзей в «Лексикон прописных истин»).
    • Почему появление точки зрения в литературе повлекло за собой «смерть» автора?
    • Как думали персонажи в XIX веке? От внутреннего монолога к потоку сознания.
    • Как Флобер 1856 году изобрел кинематографический монтаж?
    4
  • ШАРЛЬ БОДЛЕР: ПЕРВЫЙ ДЕКАДЕНТ
    Рядом с его именем часто стоит числительное «первый». Сонет «Соответствия» считается первым манифестом символизма. Благодаря «Маленьким стихотворениям в прозе» он открыл дорогу свободному стиху, освободив французскую поэзию от необходимости рифмы. Сюрреалисты считали его своим предтечей за «Искусственный рай» - исследование о воздействии наркотиков на подсознание. Он первым начал проектировать и кроить собственные костюмы, и его прозвали первым французским денди. Панки тоже считают его своим – он первым выкрасил волосы в зеленый цвет. А утонченный эстет Поль Валери вообще считал Бодлера первым французским поэтом мирового значения. За все перечисленное стихотворения Бодлера обвинили в безнравственности. Почему?

    • Романтическая тайна в поэзии Гюго и новое понимание тайны в нарождающемся символизме.
    • Бодлер и романтики: любовь и разлука. («Альбатрос»)
    • Как в 14 строках изложить суть «символистского» понимания символа? («Соответствия»)
    • Можно ли польстить женщине, сравнив ее красоту с гниющим трупом? («Падаль»)
    • Как Бодлер, Гейне и Уитмен подарили миру верлибр. («Маленькие стихотворения в прозе»)
    5
Отзывы
Задайте вопрос или поделитесь впечатлениями :)
Мы с удовольствием отвечаем на ваши письма