МЕНЮ
ИСТОРИЯ ГРЕЦИИ В ОБЛОМКАХ
Авторский курс Арсения Дежурова

  • лектор: специалист по литературе и искусству немецкого романтизма, кандидат филологических наук, доцент кафедры всемирной литературы Московского педагогического государственного университета
  • 10 лекций, более 18 часов видео
  • все лекции доступны для просмотра сразу после оплаты
  • доступ к материалам открывается навсегда
  • стоимость курса 6100 рублей
О КУРСЕ
«Фрагмент» – древнегреческое слово, оно означает «обломок». Так получилось, что до нас дошли обломки великой культуры, из чуда которой выросла современная цивилизация.

Расписные греческие храмы стоят Белыми руинами. Статуи великих скульпторов известны нам только по поздним копиям, не всегда удачным. От живописи дошли лишь воспоминания, больше похожие на сказку. Жизнеописания философов лучше всего сохранились в анекдотах. Литература уцелела благодаря тому, что лучшие ее образцы были тиражированы в древних учебниках и хрестоматиях, но все равно иные писатели известны только по восторгам современников.

И вот теперь каждая эпоха дополняет древнегреческую историю по своему усмотрению – при помощи новых археологических находок, поэтического воображения, реставрации и реконструкций. Вот и мы в нашем курсе пройдем среди великих обломков – то внимательно разглядывая неважные, но хорошо уцелевшие, а то наоборот - в двух словах упомянем величайшие события, от которых уцелели только легендарные свидетельства. Такой разговор никогда не будет полным, но он обещает быть увлекательным.
ПРОГРАММА
  • ГРЕЦИЯ НАЧИНАЕТСЯ
    • Что было на землях древней Греции до появления на ней греков?
    • Почему греки позабыли, откуда они пришли?
    • Как расселились ахейцы и дорийцы по Пелопоннесу, как разговаривали, считали годы, называли месяцы и придумали алфавит.
    • Троянская война и поэмы Гомера.
    • Великие эпические поэты – Гомер и Гесиод, их спор, легенды об их жизни и смерти, а также «Война мышей и лягушек».
      01
    • БОГИ, ЗАКОНЫ, МУДРЕЦЫ, ФИЛОСОФЫ
      • Что было вначале – слово или число?
      • Как доказать при помощи теоремы о сумме углов треугольника, что закон выше, чем боги?
      • Какие две поправки знало афинское законодательство и почему этим ограничилось?
      • Почему спартанцы триста лет соблюдали законы, которые им совсем не понравились?
      • Как из мудрости веков родилась философия современности?
        02
      • ЖИЗНЬ В ДРЕВНЕМ ГОРОДЕ
        • Почему если играешь на лире, то надо и петь, а если читаешь стихи, то обязательно бряцать на лире?
        • Девять лириков - чем они славны и что от их поэзии уцелело?
        • Почему физкультура - это хорошо, а спорт - это плохо?
        • Атлеты, их состязания и награды. Как греки изобрели военную тайну, и как было до ее изобретения. Что росло и паслось в Древней Греции, кто во что был одет, что ел за столом, с какой чаши напивался пьян, и почему античная культура не научилась бросать объедки иначе, чем под стол.
        03
      • КУЛЬТ ДИОНИСА И ТЕАТР
        • Кто должен оплачивать расходы за организацию представлений и платить за билеты – государство или публика?
        • Кто придумал первого актера? Кто придумал второго актера? Кто придумал третьего актера? Почему дальше трех дело не пошло?
        • Какую сумму платили зрителям за визит в театр?
        • Как получилось, что трагедия про то, как жена зарезала мужа, а сын убил мать и сошел с ума, прославила Афины, демократию и торговлю с соседями (Эсхил, «Орестея»)?
        • Была ли у древних греков совесть?
        • За что женщины разорвали Еврипида?
        04
      • ТРАГЕДИЯ ТРАГЕДИЙ «ЭДИП ЦАРЬ»
        Продолжение разговора о трагедии на примере трагедии Софокла "Эдип царь".
        05
      • АТТИЧЕСКИЙ СМЕХ: КОМЕДИЯ И ЮМОР
        На протяжении веков серьезные люди размышляли о серьезных и печальных вещах. Может быть, потому что великий Аристотель всем пообещал, что напишет об искусстве трагедии, а про комедию «поговорит в другом месте». И ничего не сказал. А может, с годами просто половина его «Поэтики» потерялась. Нам предстоит обратить серьезный взгляд на древний смех, чтобы реконструировать представления древних о комическом. В фокусе нашего внимания окажется «неблаговоспитанный любимец муз» Аристофан и его время.

        • Театр борется за мир: «Лисистрата».
        • Аристофан против продажной философии софистов: «Облака».
        • Первый пример литературной критики: «Лягушки».
        • Юмор «телесного низа» - его высокое положение в эстетике комического.
        • Почему на закате юмор становится утонченным, но не веселым?
        06
      • АТТИЧЕСКИЙ СМЕХ: КОМЕДИЯ И ЮМОР. ЧАСТЬ 2
        07
      • АТТИЧЕСКИЙ СМЕХ: КОМЕДИЯ И ЮМОР. ЧАСТЬ 3
        08
      • МИМЕСИС - УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ
        Мимесис – это универсальный принцип древнегреческой эстетики. Чтобы было понятно, что это такое, древнее слово можно было бы перевести на русский язык «подражание природе». Тогда становится вроде бы понятно, но кое-что в древнем искусстве выглядит уж очень странно. Вот на театр выходят трое мужчин в полуметровых масках. На актерах ходули, в руках посохи, чтобы не упасть, говорят они нерифмованными стихами и вообще, это женские персонажи (актрис не было). И никого из зрителей это не смущало. А вот, например, растягивать время в спектакле – неправдоподобно, зрители не проверят, если за час сценического времени пройдет, скажем, целый день. А если искусство неправдоподобно, если оно не подражает природе, значит это никудышное искусство. Или вот прекрасная Елена, написанная золотыми красками – это нарядно, но некрасиво, потому что неправдоподобно. А правдоподобно нарисованный удавленник, который всех перепугал – все-таки красиво, потому что похоже на правду.

        • Почему живописи, ваянию и зодчеству не покровительствуют музы?
        • Истории о греческих художниках.
        • Почему подражание природе – это очень хорошо? (Аристотель)
        • Почему подражание природе не всегда хорошо? (Платон)
        • Почему, говоря о подражании природе, мы начинаем говорить по-гречески – «мимесис» - как-будто знаем древнегреческий язык?
        09
      • ОТПУСК ПОД ЗЕМЛЁЙ. ЧТО ТАКОЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ
        Завершающая, десятая лекция первой части цикла «История Древней Греции во фрагментах» посвящена собственно извлечению фрагментов древней культуры из земли.
        Лектор делится своим опытом раскопок древнегреческих городов Северного Причерноморья, методах археологии, грабительских покопах, организации процесса, курьезных случаев.
        Внимание будет сосредоточено на историко-археологического заповедника «Ольвия» (Украина) и древнегреческого городища Патрей (Тамань).
        Лекция сопровождается демонстрацией уцелевших фрагментов античной керамики, бронзового литья, украшений.
        Все эти обломки бесценны а двух смыслах слова — это свидетели античной классики, которым нет цены, а так же битый антиквариат, которому грош цена, если не раскрашивать его чарами воображения.
        10
      Отзывы
      Задайте вопрос или поделитесь впечатлениями :)
      Мы с удовольствием отвечаем на ваши письма