ГРОТЕСКАвторский курс Арсения Дежурова
|
О КУРСЕ На протяжении веков серьезные люди размышляли о серьезных и печальных вещах. Великий Аристотель всем пообещал, что напишет об искусстве трагедии, а про комедию «поговорит в другом месте». И ничего не сказал. А может, с годами просто половина его «Поэтики» потерялась. Подражая ему и соревнуясь с ним, до конца XIX века Европа горевала над плачущим и смеялась со смеющимся, но думала только о высокой трагедии. То, что смех – неотъемлемая часть человеческой души, что без него жизнь теряет свой духовный смысл и вера превращается в ханжество – достояние нашего времени. В конце XV века археологи стали пробираться в завалы домов Помпей и Геркуланума. Там они обнаружили, что поверхность степы была разузорена завитками, лентами, из которых то там, то здесь выглядывает цветок или мелкая зверушка, из чашелистика показывается половина детской фигурки с гирляндой в руках, усик растения поддерживает капитель колонны или театральную маску. Как первооткрывателям было рассказать о затейливых рисунках древних гротов? Недолго думая, ее назвали «гротеском». Гротеск знал два триумфа – это жизнерадостный карнавал Средневековья и другой – болезненное и страшное торжество романтического гротеска. Что такое древний смех, почему честь сильнее любви и как причудливые узоры связаны с живописью и литературой – узнаем в этом курсе. |