МЕНЮ
ГРОТЕСК
Авторский курс Арсения Дежурова

  • лектор: специалист по литературе и искусству немецкого романтизма, кандидат филологических наук, доцент кафедры всемирной литературы Московского педагогического государственного университета
  • 7 лекций, более 13 часов видео
  • все лекции доступны для просмотра сразу после оплаты
  • доступ к материалам открывается навсегда
  • стоимость курса 4500 рублей
О КУРСЕ
На протяжении веков серьезные люди размышляли о серьезных и печальных вещах.

Великий Аристотель всем пообещал, что напишет об искусстве трагедии, а про комедию «поговорит в другом месте». И ничего не сказал. А может, с годами просто половина его «Поэтики» потерялась.

Подражая ему и соревнуясь с ним, до конца XIX века Европа горевала над плачущим и смеялась со смеющимся, но думала только о высокой трагедии. То, что смех – неотъемлемая часть человеческой души, что без него жизнь теряет свой духовный смысл и вера превращается в ханжество – достояние нашего времени.

В конце XV века археологи стали пробираться в завалы домов Помпей и Геркуланума. Там они обнаружили, что поверхность степы была разузорена завитками, лентами, из которых то там, то здесь выглядывает цветок или мелкая зверушка, из чашелистика показывается половина детской фигурки с гирляндой в руках, усик растения поддерживает капитель колонны или театральную маску. Как первооткрывателям было рассказать о затейливых рисунках древних гротов?

Недолго думая, ее назвали «гротеском».

Гротеск знал два триумфа – это жизнерадостный карнавал Средневековья и другой – болезненное и страшное торжество романтического гротеска.

Что такое древний смех, почему честь сильнее любви и как причудливые узоры связаны с живописью и литературой – узнаем в этом курсе.
ПРОГРАММА
  • Серьезный взгляд на древний смех: Аристофан и его время
    На протяжении веков серьезные люди размышляли о серьезных и печальных вещах. Может быть, потому что великий Аристотель всем пообещал, что напишет об искусстве трагедии, а про комедию «поговорит в другом месте». И ничего не сказал. А может, с годами просто половина его «Поэтики» потерялась. Подражая ему и соревнуясь с ним, до конца XIX века Европа горевала над плачущим и смеялась со смеющимся, но думала только о высокой трагедии. То, что смех – неотъемлемая часть человеческой души, что без него жизнь теряет свой духовный смысл и вера превращается в ханжество – достояние нашего времени. Но чтобы понять и доказать это, надо обратиться к самому началу – истокам комедии.

    • Шутка веселая и остроумная – в чем разница?
    • Приличный и неприличный смех: можно ли смеяться над словами …, …. и, конечно, …?
    • Почему слезы – дар природы, а смех подарила нам культура?
    • Как смех разрушает серьезное? (И. Кант)
    • Карнавал как торжество жизни: священный смех над богами, героями и смертью. (М. Бахтин)
    • Смеялся ли Христос?
    На эти и другие вопросы постараемся найти ответы на лекции.
    01
  • Честь испанца
    Честь – обычное для нас слово. Время от времени мы слышим его, реже произносим сами. Мы не очень отчетливо понимаем, что такое честь (самая старая категория этики), но не сомневаемся, что хотим быть честными людьми. Чтобы разобраться с этим понятием, нам надо обратиться к экспертам, а лучшие эксперты в этом вопросе – испанцы. Один знаменитый ученый (тоже испанец) даже назвал их «мучениками чести», а честь для испанца сравнил с роком в античной трагедии. Чтобы разобраться, в чем тут дело, нам нужно сосредоточиться на следующем:

    • Первый подход к проблеме: честь как категория этики.
    • «Сделайте мне некрасиво»: тема дегенерации в испанском портрете.
    • Кто может оскорбить благородного дона и как рассчитываться с обидчиком за оскорбление?
    • Частный случай борьбы дружбы и чести: «Звезда Севильи» Лопе де Вега.
    • Частный случай непонимания: встреча честного француза, честного баска и честной цыганки на испанской территории: «Кармен» Проспера Мериме.
    • Открытие испанской этики Нового времени: «А ведь можно и не убивать…»
    02
  • Гротеск в литературе и живописи. Триумф и падение
    В конце XV века археологи стали систематически пробираться в завалы домов Помпей и Геркуланума. Там они обнаружили причудливую роспись - поверхность степы была разузорена завит­ками, лентами, из которых то там, то здесь выглядывает цветок или мелкая зверушка, из чашелистика показывается половина детской фигурки с гирляндой в руках, усик растения поддерживает капитель колонны или театральную маску. Как первооткрывателям было рассказать о затейливых рисунках древних гротов? Как назвать эту причуду античности? Недолго думая ее назвали «гротеском». Гротеск – это забавный и загадочный орнамент из гротов, хотя об этом позабыли сначала школьные учебники, а затем и все доверчивые умы, не поверявшие любознательным усердием школьную премудрость.

    • Как слово «гротеск» путешествовало по странам Европы и чем обогатили его разные наречия?
    • Как гротеск в живописи стал смешным в комедии дель арте и дьявольским у Босха и Брейгеля?
    • «Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса» Михаила Бахтина – открытие мирового значения.
    • Путешествие с Гёте в столицу гротеска – виллу безумного князя Палагония в Палермо.
    • Романтическое «вырождение» гротеска – Эрнст Гофман и Виктор Гюго.
    • Правда ли гротеск пошел на убыль?
    03
  • Романтический гротеск
    Михаил Бахтин рассматривал гротеск Средневековья и Ренессанса как жизнеутверждающий принцип культуры: только ликующий карнавал той поры мог бороться со страхом смерти. Гротеск романтизма XVIII-XIX веков кажется Бахтину уродливыми вырождением карнавала, признаком упадка, конца, унылого заката Европы. Осмелимся ли мы спорить со знаменитым ученым? Чтобы защитить романтизм от обвинений Бахтина, нужно будет сосредоточиться на некоторых аспектах гротеска Нового времени:

    • Как немецкие глаза посмотрели на «всешутейшее государство Бахуса» Петра Великого? (Книга К. Флёгеля «История гротескно-комиического», 1788)
    • Каким образом в Лейпциге убили арлекина?
    • Что увидел Гёте в столице гротеска – вилле безумного князя Палагония в Палермо?
    • Ранние романтики: «Французская революция как гротеск эпохи» (Фридрих Шлегель).
    • Два полюса романтического гротеска – Гофман и Виктор Гюго.
    04
  • Немецкий взгляд на русский смех
    Изучая смеховую культуру петровской поры, русские ученые вынуждены пользоваться иностранными источниками (ввиду недостаточности русских). Как правило, общим местом в зарубежных сочинениях XVIII века были попреки Петра злоупотреблениями в комических надругательствах. Первое беспристрастное описание русских забав демонстрирует труд силезского ученого К. Ф. Флёгеля "История гротескно-комического" (1788): с этой книги начинается диалог между учеными русской и немецкой культуры о новом понимании смеха и юмора…

    • Как выглядели церковные праздники Алексея Михайловича с участием железной машины, пьянством и колотушками?
    • Как Петр Великий утвердил «Церковное государство Бахуса»?
    • Почему нельзя читать протоколы «Церковного государства» при детях и чувствительных дамах?
    • Как устроили карнавал по поводу рождения наследника, и чем это обернулось для шута Зотова 84-х лет? (Взгляд Карла Флёгеля).
    • Князь-папа Бутурлин – его коронация и свадьба. (Взгляд обер-камердинера Берхгольца).
    • Как продолжился разговор о гротескно-комическом между русской и немецкой культурой после смерти Петра?
    05
  • Гофман vs Гюго. Два гротеска
    Доверяя М. Бахтину, мы скажем, что гротеск знал два триумфа – это жизнерадостный карнавал Средневековья и другой – болезненное и страшное торжество романтического гротеска с его ожившими мертвецами, возлюбленными куклами и статуями, хрупкими фантомами, которые оборачиваются кошмаром, с его Эдгаром По и Эрнстом Гофманом. Мы удивляемся карнавалу, даже немного завидуем ему, но ближе нам гротеск романтиков, которые первые безапелляционно постановили, что главное – это внутренний мир человека, и ночные фантазии – это реальность мыслящего ума. Мы рассмотрим следующие аспекты гротеска:

    • Гёте возвращается из итальянского путешествия (1787) и вступает в спор о гротеске. Разговор приобретает серьезный характер.
    • Немецкие романтики делают гротеск основной категорией своей литературной теории. «Фрагменты» Новалиса и Фридриха Шлегеля (1798).
    • Великий практик немецкого романтизма Гофман превращает гротеск из теории в роман: «Житейские воззрения кота Мурра вкупе с фрагментами жизни капельмейстера Иоганнеса Крейслера, чудом уцелевшими в макулатурных листах (1822).
    • Виктор Гюго создает литературную методику на основе гротеска. Предисловие к драме «Кромвель» (1827), Собор Парижской Богоматери (XIII-XX вв.) и роман «Собор Парижской Богоматери» (1831).
    • Шаг гротеска в ХХ век.
    06
  • Виктор Гюго: собор Парижской Богоматери (XIII-XX вв.) и «Собор Парижской Богоматери» (1831)
    Его жизнь сравнивали со столетием в жизни Франции: «Когда он родился – веку было два года, когда он умер – до конца века оставалось пятнадцать лет». В его честь хотели переименовать Париж, назвав его именем Гюго. На вопрос, кто главная величина в литературе Франции, собратья по перу отвечали: «К сожалению, Виктор Гюго!». Его жизнь немыслима без Собора Парижской Богоматери, а собор нельзя представить без книги Виктора Гюго.

    • Как рос собор: историческая правда и глава из романа Гюго.
    • Что означает заглавие романа? Исторические и вымышленные герои, их пространство и время.
    • Виктор Гюго создает литературную методику на основе гротеска: предисловие к драме «Кромвель» (1827).
    • Почему собор Парижской Богоматери, Эсмеральда, Клод Фролло, Квазимодо – это гротеск?
    • Современная судьба собора.
    07
Задайте вопрос или поделитесь впечатлениями :)
Мы с удовольствием отвечаем на ваши письма