Наверняка вы ощущаете, что мы живём в самое продуктивное время в истории современной культуры. Это действительно так. Почему во всём этом есть подспудная тревога, что это может скоро кончиться?
Мы окружены таким количеством вещей, созданных для нашего комфорта, которое нашим предкам и не снилось. Каждый день в науке совершают открытия, учёные создают всё больше удивительных изобретений на пользу и во вред человечеству. Стирается граница между бытовыми предметами и предметами искусства.
Почему же несмотря на всё растущее число новинок, нас не покидает чувство, что мы ходим по кругу и стремительно движемся к очередному обнулению?
Почему расцвет культуры приходится на времена войн, эпидемий, нищеты, а закат связывают с роскошью, развлечениями и праздностью?
Что происходит с культурой после её смерти?
Разобраться в этом вопросе взял на себя смелость Арсений Дежуров, филолог, искусствовед, кандидат наук, доцент кафедры всемирной литературы МПГУ. Он поделиться результатами своих исследований в спецкурсе «Пять признаков заката культуры». Этот курс будет интересен всем, кто хочет понять, как эволюционирует культура и почему наши ощущения нас не обманывают.
Появление индустрии развлечений — первый признак заката культуры
Почему появление спорта становится первым признаком заката культуры?
Когда мир поделился на спортсменов и публику?
В чем различие физической культуры и спорта?
Какие виды спортивных состязаний уважали древние греки?
Каким был самодеятельный театр древних греков, и когда появился профессиональный театр древних римлян?
Кто должен оплачивать расходы за организацию развлечений и платить за билеты – государство или публика?
Лекция 2
Второй признак заката культуры: рост материального благосостояния
Что росло и паслось в Древней Греции?
Что было на обеденном столе у древнего грека?
Как одевались греки?
Как выглядел древнегреческий дом?
Что считалось роскошью в Древнем Мире и зачем вообще нужна роскошь?
Древнеримское застолье: что бы мы вкушали на пиру у Трималхиона?
Лекция 3
Третий признак заката культуры: сексуальная революция
Почему философам не нравятся девушки?
Почему мыться каждый день аморально?
Почему неприлично ходить голым, даже если тебя никто не видит?
Когда европейцы научились любить друг друга без нательной одежды?
Как изменились представления о женской красоте от Венеры Милосской до глянцевых журналов современности?
Лекция 4
Четвертый признак заката культуры: искусство становится удобным
Почему во всех культурах части сосуда называются в соответствием с морфологией человеческого тела (ножка, тулово, ручки, шейка)?
Может ли в горшок поместиться мир и человек, гроб и колыбель, мужчина и женщина?
Чем орнамент отличается от узора?
Способны ли предметы говорить со своими владельцами по-древнегречески?
Может ли считаться искусством изящная умывальная раковина, выполненная серийным способом?
Почему Джоконда, «Утро в сосновом лесу» и полонез Огинского утратили духовный смысл и наполнились новым содержанием?
Лекция 5
Появление мегаполиса как признак заката культуры. Оптимизм старости культуры
Каких размеров самое большое государство классической Древней Греции, Афины?
Сколько в Риме жило римлян?
Почему культура рожается в слезах, а умирает со смехом?
Почему раньше люди старели скорее?
Что происходит с культурой после ее смерти?
Кандидат филологических наук, доцент кафедры всемирной литературы Московского педагогического государственного университета, доцент ИЖЛТ, НИУ ВШЭ, Специалист по литературе и искусству немецкого романтизма, Член Общества Э.Т.А.Гофмана (ФРГ) и Гейдельбергского музыкального архива Гофмана ETAH, Член Российского союза германистов.
В фокусе интересов – история гротеска, проблемы комического. Искусствовед (МГАХИ им. Сурикова, 1993). Член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования. Премия А. Ф. Лосева «За лучшую научную работу в области гуманитарных исследований» (2000, 2001)