О курсе
Авраамические религии (иудаизм, христианство, ислам) на первый взгляд кажутся неделимым монолитом. Однако внутри каждой из них постоянно возникали течения, которые трактовались каноном как маргинальные и еретические.
Сейчас сложно установить, когда начала складываться традиция эзотерического комментария на Тору – слишком мало письменных источников. Но уже во 2-м веке до н.э. по Иудее начали ходить апокрифические сочинения, в которых говорилось о тайном устройстве Небесных миров, о падении Сынов Божьих, о войне Сынов Света с Сынами Тьмы. И других таинственных вещах, не раскрытых в Святом Писании.
Все эти идеи будут активно развиваться и трактоваться в средневековье. От них возьмут начало многие мистические и эзотерические направления, которые в конце концов найдут отражение и в Каббале. В тот период еще только развивающейся.
Разумеется, апокрифические иудейские писания не могли не повлиять на христианство и ислам.
В западном христианстве наибольшую популярность получили такие идеи, как «мистицизм единства» Майстера Экхарта и «любовный мистицизм» Екатерины Сиенской, невест Христовых и др.
В свою очередь, для восточного христианства основными мистическими идеями стали исихазм и традиция монашеских созерцателей фаворского света.
Ислам же получил собственный мистицизм, воплощенный во множестве суфийских тарикатов и их религиозных идей. Здесь ревностные сподвижники и последователи пророка Мухаммеда, недовольные роскошной жизнью халифов и формальным соблюдением шариата, стали по-своему почитать пророка. В дальнейшем, из их аскетических теорий возник суфизм, с его любовными идеями, метафизикой единства, с десятками духовных стоянок и состояний, со своими святыми шейхами, вертящимися дервишами и т.д.
В этом курсе мы разбираем развитие мистических движений, возникших из иудейских апокрифических сочинений.