МЕНЮ
Мифология. Продолжение
Авторский курс Леонида Немцева

  • 7 лекций, более 13 часов видео
  • смотрите в удобное время с момента оплаты
  • доступ к материалам открывается навсегда
  • стоимость 4400 рублей
О КУРСЕ
Все знания нашей современной цивилизации – это только попытка описать то, что с нами всё равно происходит, понимаем мы это или нет. Мифология – неотъемлемая часть истории религии и истории культуры. Из пристального внимания к мифологии родился современный психоанализ.

Миф жив и сегодня, и даже можно сказать, что самое несомненное, что у нас есть, - это мифологическое сознание. Миф – это способ понимания мира, чаще всего неосознанный. Такое сознание рождается между глазом (и другими органами восприятия) и памятью. Мы нуждаемся в мифе, на нем держится культура и общество, поэтому попытки демифологизации обычно приводят к катастрофе или созданию других мифов.

В курс вошли лекции:
  1. Геракл и символика его подвигов
  2. Мировое древо
  3. Сизиф
  4. Великая Мать
  5. Троя
  6. Эдип царь
  7. Артемида

Данный курс является продолжением курса по мифологии: https://www.intpointclub.ru/mythology

  1. В первую часть курса вошли лекции:
  2. Как читать сказки
  3. Инициация
  4. Охотники и земледельцы
  5. Элевсинские мистерии и троянский цикл
  6. Женские сказки и брачный обряд
ПРОГРАММА КУРСА
  • Геракл и символика его подвигов
    Ещё недавно человек заглядывал в древнегреческие мифы, потому что получал классическое образование или хотел развлечься. И дело не в том, что быть необразованным в области классической культуры стыдно. Просто мифы всегда касаются нас и происходящего с нами в моменте настоящего времени.

    Так мы прочитаем драматическую историю Геракла, который прошёл путь от земного человека до бога, чья история записана в звёздах (имеются в виду непосредственные астрономические сведения) и переживается в теле каждого из нас. Это история развития человека и работы энергий внутри него. При этом под словом «человек» следует понимать любого из нас. Только в нас и только здесь и сейчас мифы звучат по-настоящему.
    1
  • Мировое древо
    Символическое значение мирового дерева в мировой культуре простирается от зарождения сознания (в первобытном человеке или ребёнке) до устройства подсознания современного человека.

    Дети очень тонко чувствуют истинное значение мирового дерева, оно известно им на уровне подсознания. И первые рисунки детей раннего возраста свидетельствуют об этом. Для детей это ось мира, первая система координат. Дети, как и мировое древо, очень мифологичны.

    Эпитетом «мировой» передается символика древа, стоящего в центре Универсума.

    Как найти дерево, обладающее священным смыслом? Только ли в центре мира? Или центр мира там, где сейчас есть мировое дерево?

    Как осознать то, что древо одновременно символизирует Центр и границу периферии?

    Мировое дерево как дорога, переход, ворота между мирами, соединяющие небо, мир живых существ, подземный мир. Мировое дерево выражает сакральность мира, воплощает идею плодородия и вечности, с ним связан обряд инициации.
    2
  • Сизиф
    Миф о Сизифе почему-то стал одним из самых узнаваемых и интересным в наши дни. Хотя в его основе лежит всего лишь образ бессмысленного труда и дурной бесконечности. Сизифа нельзя рассматривать только по его мере наказания, он интересен своей жизнью.

    На примере Сизифа мы проследим разницу между солярной и лунарной мифологией, между цикличным временем и историческим.

    Для Камю Сизиф - герой и человек абсурда. Он счастлив, потому что может презирать волю богов. Все его имущество — это камень. Он становится символом свободы. Камю считал, что творчество само по себе оправдывает себя, даже если оно посвящено описанию абсурда. Но это мышление, ведущее к саморазрушению и тупику. Основная причина такой позиции - категорическое отрицание высших сил.
    3
  • Великая Мать
    Образ матери неизменно лежит в области уюта, защищенности, заботливости. Но если постараться представить истоки образа Великой матери, то придётся погрузиться в глубину человеческого подсознания и встретиться с пугающими образами.

    Великая мать - прародительница всего живого, это творящая энергия, создавшая мир и воплотившая его в форме сосуда. Речь идет не о материальных явлениях, а о психологической первоэнергии. В связи с этим понятно, почему матриархата не было на государственном и политическом уровне, но в духовной сфере, в области подсознания он всегда есть как наша внутренняя реальность.
    Великая мать воплощена в образах Астарты, Аста-даша, Иштар, Афродиты, Гуань-инь, богини Кали.
    Она имеет ипостаси Доброй матери и Ужасной матери, а иногда является в совмещении двух начал. Разрушение и страх, который несёт Великая мать, связан с бессознательным началом, это уничтожение старого, чтобы была возможность построить новое. Поэтому Великая мать часто бывает недоброй — это Гера, злая Венера и даже медуза Горгона. Персей должен сразиться с медузой Горгоной, чтобы завоевать Андромеду.

    В психологическом плане это означает, что герой должен справиться с породившим его и порабощающим началом, чтобы встретить свою Аниму (часть своей души).

    Великая мать обитает в хтонических, иррациональных истоках, а Анима — это свидетельство пробуждения сознания, возможность контроля над своим бессознательным. В связи с этим интересны и фигуры Тени и Самости, но Великая мать собирает их в круг (уроборос) и продолжает производить энергию, которая очищается в области сознания и начинает служить людям.
    Так же важно, что мужское законодательное начало воплощается в образах Солнца, дня, света, порядка (потому что мужчина требует логики), а Великая мать связана с Луной, ночью, всё еще пугающим и опасным миром (иррациональным, а потому непредвиденным). Но большая часть человеческой культуры возвращает нас к уюту и защищенности, Великая мать никогда не стремится уничтожить своих детей, она только хочет, чтобы они развивались и становились самостоятельными, чтобы умели принимать ответственность.
    4
  • Троя
    Образ Трои - не просто образ города, это образ космического центра. Это отражено и в исторических и культурных памятниках, и в истории раскопок, которыми руководил Геерих Шлиман и в самом построении греческой мифологии.

    Аристотель говорил о кульминации любой истории, ставя в пример Троянскую войну как кульминацию мифологии. Под Троей встречаются герои и боги, и к этому событию ведет предыстория предков героев, родовые мифы, а потом возникают сюжеты, касающиеся развития истории - потомках троянских героев. Но всегда остается память о Трое, как о системе координат и культурной точке отсчета.

    Троя содержит в себе представления о космогонии и центре.

    У каждого из нас своя Троя и повествование о столице, вокруг которой сходятся все мировые силы, неизбежно приводит нас к нам самим и остаётся одним из самых актуальных сюжетов современной культуры.
    5
  • Эдип царь
    Эдип - современный персонаж, он никуда не уходил из мировой культуры последних 2,5 тысячелетий и, благодаря Фрейду, стал одной из самых обсуждаемых фигур минувшего века.

    Миф об Эдипе включает в себя историю о сыне Лайя, царе Фив, супруге Иокасты и отце Этеокла, Полиника, Антигоны и Исмены; плюс к тому потрясающую трагедию Софокла, которая не выиграла в состязании, но остается образцом литературного произведения с его фабулой и сюжетом, конфликтом, неразрешимым противоречием между личным и общественным; именно поэтому в миф включается книга Аристотеля «Поэтика», которая, по сути, представляет собой анализ трагедии Софокла и объявляет «Эдип царь» величайшей и совершенной трагедией. Мы встречаемся с основной задачей мифа - познание героем самого себя. Эдип не боится идти в темноту подсознательного, где узнает всю правду о себе и постигает себя как страдающего героя, спасителя и защитника.
    6
  • Артемида
    Артемида, без сомнения, являлась самой почитаемой богиней в Древней Греции. Ей посвящено самое большое число храмов (больше 80). При это в Троянской войне она однозначно принимает сторону троянцев.

    Впоследствии из разнообразия функций за Артемидой закрепилась охота, а главным спутником стал медведь (хотя на поздних фресках ее сопровождает изящная лань). Еще ярче черты Артемиды проступают в образе Аполлона, ее брата.

    Лекция посвящена тому, как Артемида связана с дыханием и пением, как знаменует границу между низшими и высшими энергиями в человеческом теле. Артемида не только богиня окружающей нас природы и охоты, она связана с зарождением идей и изящным искусством, а также становится символом Свободы.
    7
ЛЕКТОР
Кандидат филологический наук, доцент Самарского университета, главный библиотекарь СМИБС. Преподавательская деятельность с 2000 г.

Ведущий проекта «Лит-механика» и «Уроки русской литературы».

Курсы, читаемые в «Школе юнгианского психолога» (СПб): «Мифология», «Религиоведение», «Антропология».
Курс, читаемый в Киношколе TheOneFilm (Москва): «Анализ шедевров мирового кинематографа».
Писатель, автор романа «Две Юлии» (М., 2017), поэт, сценарист.

ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ НЕМЦЕВ
Отзывы слушателей
Я психолог, работаю в эмоционально-образной терапии. Эти лекции по мифологии просто откровения и переворот сознания. Я прикоснулась к базовому и сокровенному. Давно хотела узнать о символике сказок, но с другой стороны всегда боялась домыслов и отсебятины. Я дозрела и увидела эксперта и увлеченного человека, который к тому же умеет четко давать такой материал, в котором легко заблудиться. Благодарю за этот цикл лекций и буду смотреть следующий!!!
Леонида Владимировича невероятно интересно слушать! Это очень отзывается и очень помогает мне делать коллекцию одежды, которая сначала была интуитивно связана с инициацией, а теперь и столько материала для базы!
Задайте вопрос или поделитесь впечатлениями :)
Мы с удовольствием отвечаем на ваши письма