МЕНЮ
О чем философствуют и нет
Авторский цикл Ивана Негреева

  • лектор: преподаватель философии и истории религий
  • 13 лекций, более 23 часов видео
  • материалы для дополнительного изучения
  • все лекции доступны для просмотра сразу после оплаты
  • доступ к материалам предоставляется навсегда
  • стоимость курса 7700 рублей.
О курсе
А что это за штука такая, философия?

Вопрос, казалось бы, простой и понятный. От него веет очевидностью, и ответ, вроде бы, всем очевиден. Философ Мераб Мамардашвили, в свое время описывал такой эксперимент: людям предлагали десять страниц с разными текстами, и все почти безошибочно определяли, какой из этих текстов философский. Однако на вопрос, а что же такое философский текст, в большинстве случаев следует молчание.

С давних времен на предмет философии смотрели очень по-разному: как на опыт органического мировоззрения или искусство составлять концепты. Философию противопоставляли мудрости, мифу, догмату.

Делез писал, что вопросом, «что же такое философия» можно задаваться лишь в позднюю пору, «когда наступает старость, а с нею и время говорить конкретно. Это такой вопрос, который задают, скрывая беспокойство, ближе к полуночи, когда больше спрашивать уже не о чем».

До полуночи еще далеко, поэтому мы не станем спрашивать «что»? А спросим: «о чём»?
Мы обсудим предмет истории философии, как она развивалась, её внутренние дисциплины и вопросы. Узнаем, как с течением времени менялся взгляд на эту дисциплину.
Программа курса
  • Греческий мир в преддверии философии
    «Философия родилась из мифа» - так обычно говорят о возникновении западной философии. Или говорят, что мифологическое мышление сменилось философским. Однако, этот процесс вряд ли можно считать линейно эволюционным, по принципу развивалось и развилось. Философия рождается из кризиса, из неразрешенных вопросов, из «слабости» классической греческой религии. Чтобы понять как возникает философия, необходимо хотя бы в общих чертах поговорить о той духовной атмосфере, которая царила в греческом мире на кануне 6-го века.
    01
  • Античная философия в тенях платоновской пещеры
    Начиная с Фалеса Милетского античные философы пытались найти основу бытия, первопричину вещей - то самое загадочное начало, из которого возникло все сущее. Над разгадкой этого бились Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Парменид и многие другие философы (позже их назвали единым термином – «досократики») Сократ задал античной мысли новое направление. Он развернул тайну в самого человека. Формально, он ничему не учил и ничего не писал. Он «помогал людям отделить здоровое от больного», говорил о своем невежестве и сравнивал себя с повивальной бабкой. Тем не менее, Сократ и его главный ученик Платон, создали новую философию, и на долгие столетия определили то, что будет считаться философией. По выражению Уайтхеда, всю историю европейской философии можно рассматривать как комментарий к платоновскому «Тимею».
    02
  • Эллинистическая философия в поисках счастья
    После амбициозного создания и фееричного развала империи Александра Македонского, многое поменялось в греческой культуре. Старые «полисы» и их идеалы ушли в прошлое. Сложные философские системы Платона и Аристотеля на какое-то время потеряли свою очаровательность. Тогда популярность стали приобретать новые философские школы, с новыми программами, пытавшиеся воспитать счастливого человека: без богов и страхов, без привязанностей и страстей, без цивилизации, институтов, выдуманных человеческих целей и даже истины. Киники, скептики, стоики, эпикурейцы, они многим отличались друг от друга, но было и то, что их связывало…
    03
  • Философия под сенью христианства. Средневековая философия.
    Как ни определяли Средневековую философию всегда отмечают, что это религиозная философия, а для религиозного мыслителя, какой бы религии он ни был приверженцем, есть истины, не подвергаемые сомнению. Можно было бы сказать, что христианская средневековая философия не ищет, а лишь уточняет истину, выраженную в христианских догматах. И все же, все было немного сложнее…
    04
  • «Мыслю, следовательно, существую». Рационализм между Декартом и Кантом.
    Вряд ли имена Рене Декарта и Иммануила Канта нуждаются в особом представлении. Эти два человека определили развитие рационализма и гносеологии на долгие годы после себя. Безусловно не одни они. Эта история не была бы полной без Джона Локка и Дэвида Юма. Всех их объединяет нечто общее. Они попытались осмыслить границу человеческого разума. Определить область, в которой может осуществляться познание, и область, разуму недоступную. Установить правила познания и понять структуру самого ума.
    05
  • Кант: критика чистого и практического разума
    Вряд ли имена Рене Декарта и Иммануила Канта нуждаются в особом представлении. Эти два человека определили развитие рационализма и гносеологии на долгие годы после себя. Безусловно не одни они. Эта история не была бы полной без Джона Локка и Дэвида Юма. Всех их объединяет нечто общее. Они попытались осмыслить границу человеческого разума. Определить область, в которой может осуществляться познание, и область, разуму недоступную. Установить правила познания и понять структуру самого ума.
    06
  • Гегель. Феноменология духа
    В «Феноменологии духа» Гегель ставит задачу: преодолеть точки зрения обыденного сознания, признающего противоположность субъекта и объекта. Это возможно путём развития сознания, когда индивидуальное сознание проходит путь, который прошло человечество в течение своей истории. В результате, человек оказывается в состоянии посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершившейся мировой истории, «мирового духа», для которого больше нет противоположности субъекта и объекта, «сознания» и «предмета», а есть абсолютное тождество мышления и бытия.

    Достигнув абсолютного тождества, философия попадает в стихию чистого мышления, в котором все определения мысли является из неё самой.
    07
  • Как философствуют молотом. Фридрих Ницше и переоценка ценностей.
    «Я знаю свой жребий. Когда-нибудь с моим именем будет связываться воспоминание о чем-то чудовищном – о кризисе, какого никогда не было на Земле, о самой глубокой коллизии совести, о решении, предпринятом против всего, во что до сих пор верили, чего требовали, что считали священным. Я не человек, я динамит» (Ecce Homo. Как становятся самим собой). Так писал о себе в 1888 году Ницше. Трудно говорить о философии и проигнорировать этого мыслителя. Его программа воспитания нового человека, переоценка ценностей, «благовестие смерти бога», в свое время оказала огромное влияние на европейскую культуру.
    08
  • «Ад – это другие». Философия экзистенциализма. Философия экзистенциализма. Камю и Сартр.
    20 век – страшное время для человека в его единичности и индивидуальности. Две войны, унесшие десятки миллионов людей - неимоверные числа за которыми исчезает судьба единичного человека, с его страхами, желаниями, мечтами, целями, смыслами, выборами, долгами.

    Что значит «Я» в контексте 30 миллионов? Что можно противопоставить холодным числам? Вероятно только «Я» и можно. Экзистенциализм – это индивидуальное противопоставленное видовому: человек – человеческому роду, существование – сущности, жизнь – бытию… Экзистенциализм в полном смысле слова – детище 20 века.
    09
  • «Ад – это другие». Философия экзистенциализма. Философия экзистенциализма. Камю и Сартр. Продолжение
    Продолжение разговора об экзистенциализме.
    10
  • Пути философии в 20 веке. Философия языка. Хайдеггер и Витгенштейн
    Как связывает Хайдеггер между собой понимание и речь? «Речь, всегда есть речь о чем-то, и это потому, что она составляет конститутивный момент бытия-в-мире». Это не только лексика и грамматика, не только богатство интонаций. Молчание в речи — один из важных компонентов. «Тот же фундамент имеет другая существенная возможность речения, молчание. Тот, кто прерывает беседу молчанием, может подлиннее «дать понять», т. е. создать понимание, чем тот, кто говорит, не переставая». Будет ли что-то еще?

    • Аналитическая философия;
    • Витгенштейн и его теория языковых игр;
    • Проблема границ смыслов и границ языка;
    • Проблема семантических структур;
    • Проблема языка, философия языка.
    Все это будет увлекать философов середины и второй половины XX века.
    11
  • Пути философии в 20 веке. Структурализм и постструктурализм (постмодернизм)
    Структурализм возник в 1950-е гг. во Франции. С его появлением французская философия совершает радикальный поворот. Речь идет о переоценке ценностей западной философской традиции последних трех столетий: однородность мышления, абсолютное знание, смысл, истина, субъект. Наряду с работами Леви-Стросса этот поворот был подготовлен также творчеством других представителей структурализма и постструктурализма — Мишеля Фуко, Жака Лакана, Ролана Барта.

    В 1970-е гг. структурализм трансформировался в постструктурализм. Постструктурализм принадлежит эпохе постмодерна, выражает разочарование в классическом западном рационализме, отвергает прежнюю веру в разум, науку и прогресс, выражает глубокое сомнение в возможности осуществления великих идеалов гуманизма.
    Обсудим эти философские течения на лекции.
    12
  • Русская философия. Обзорная лекция
    Русская философская мысль – органическая часть мировой философии и культуры. Она обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская.

    Русская философия не теоцентрична (хотя в ней сильно религиозное начало) и не космоцентрична (хотя и не чужда натурфилософским исканиям), а прежде всего антропоцентрична, историсофична и привержена социальной проблематике.

    «Она больше всего занята темой о человеке, о его судьбах и путях, о смысле и целях истории». В.В. Зеньковский – русский философ, культуролог и богослов.
    О том, как развивалась русская философская мысль – узнаем на лекции.
    13
ЛЕКТОР
Религиовед, старший преподаватель кафедры религиоведения Православного Института Иоанна Богослова, исследователь традиционных религий, преподаватель философии Французского Университетского Колледжа МГУ имени М.В. Ломоносова.

Защищал кандидатскую диссертацию по теме «Древнескандинавский культ Одина и мифология индоевропейских мужских союзов». Участник научных конференций, автор книг и циклов лекций по темам «Религия в Дохристианской Скандинавии», «История религий», «История философии», «Шаманизм».

Иван Олегович Негреев
Задайте вопрос или поделитесь впечатлениями :)
Мы с удовольствием отвечаем на ваши письма