МЕНЮ
Курс лекций по истории русской живописи «Знаменитые незнакомцы». От Айвазовского до Левитана.
Авторский курс Армена Апресяна

  • 8 лекций, более 11 часов видео
  • смотрите в любое удобное время с момента оплаты
  • доступ к материалам открывается навсегда
  • стоимость 4950 рублей
О курсе
Несколько лет назад проводился опрос с целью понять, какие же отечественные живописцы на самом деле известны и пользуются народной любовью? Вопрос, на который предлагалось ответить, был сформулирован предельно просто: «По возможности не задумываясь, назовите трёх самых известных русских художников?»

Результаты были во многом предсказуемы – с большим отрывом лидировали так называемые «художники "Родной речи"», авторы, репродукции работ которых на протяжении многих десятилетий публиковались (да и публикуются до сих пор) в школьных учебниках: Репин, Айвазовский, Васнецов, Серов, Шишкин…

Но вот, что самое удивительное: оказалось, что об этих художниках участники опроса знают не так уж и много. Так и родилась идея создать краткий курс лекций, посвященных жизни и творчеству наиболее известных – и таких незнакомых – отечественных художников.

В курс вошли лекции:
  1. Иван Айвазовский. Неуловимые движения
  2. Иван Шишкин. Просчитанная гармония
  3. Виктор Васнецов. Сказочник поневоле
  4. Абсолютный слух Алексея Саврасова
  5. Илья Репин. Народное достояние
  6. Василий Поленов. Гимн в честь красоты
  7. Валентин Серов. Между прошлым и будущим
  8. Исаак Левитан. Чародей настроения
ПРОГРАММА КУРСА
  • Иван Айвазовский. Неуловимые движения
    Как бы ни менялись художественные вкусы, какие бы направления живописи не входили в моду, интерес к творчеству И.К. Айвазовского не ослабевает. Выставки неизменно привлекают десятки (а то и сотни) тысяч посетителей, и сложно представить себе аукцион русского искусства, на котором не было бы представлено хотя бы одной его работы.

    Истории о жизни и творчестве «повелителя морей» Ивана Айвазовского: 6,000 картин, огромные гонорары, рекорды на аукционах и причины феноменальной популярности главного русского мариниста.
    1
  • Иван Шишкин. Просчитанная гармония
    Одни называют его гениальным художником, другие – считают скучным последователем немецкой школы, лишь по недоразумению ставшим одним из самых известных русских живописцев.

    Выдающийся искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов считал, что «в блестящей плеяде русских художников-пейзажистов И. И. Шишкину принадлежит одно из самых важных и почетных мест… Своим творчеством Шишкин утверждал красоту русской природы, показывал, какими содержательными могут быть ее образы. Он учил любить родную природу и глубже ее чувствовать». В то же время блестящий знаток живописи Александр Бенуа называл его работы «сухими, тупыми съемками с натуры» и «намеками на русскую поэзию, сквозь заимствованную в Дюссельдорфе слащаво-нелепую форму».

    О творчестве Ивана Шишкина и его месте в истории отечественного искусства мы поговорим на этой лекции.
    2
  • Виктор Васнецов. Сказочник поневоле
    Картины Виктора Васнецова рядом с нами буквально с самого детства. Его «Богатыри», «Аленушка», «Витязь на распутье» да и многие другие работы давным-давно стали большим, чем просто произведения искусства – они заняли своё место в популярной культуре, послужив источником вдохновения для создателей анимационных фильмов, неоднократно репродуцировались в книгах сказок, да и просто на коробках шоколадных конфет. О картинах Васнецова рассказывают, порой, удивительные истории, и уже сложно понять, где проходит граница между вымыслом и реальностью. Похоже, сам художник превратился в одного из тех волшебных персонажей, которых столько раз писал.

    Истории из жизни одного из самых знаменитых отечественных живописцев, в стиле которого знающие люди видят синтез древнерусских и византийских черт, искусства прерафаэлитов и даже Микеланджело, на этой лекции.
    3
  • Абсолютный слух Алексея Саврасова
    «Одинокая картина Саврасова по справедливости должна считаться… каким-то феноменальным, необъяснимым случаем… и это как по теме, по чудному поэтичному настроению, так и по исполнению, по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок. Очевидно, в Саврасове… жила настоящая душа живописца и настоящий могучий художественный темперамент, священный дар внимать таинственным голосам в природе, до него еще никем из русских живописцев не расслышанным».

    Эту – изрядно «отредактированную» – цитату Александра Бенуа можно встретить во множестве статей об Алексее Саврасове. О том, какие определения прославленного знатока искусства не устраивают авторов этих текстов, о роли случая в жизни, об умении видеть знаки судьбы и о трагической судьбе талантливого художника - на этой лекции.
    4
  • Илья Репин. Народное достояние
    Самые суровые критики признавали талант Ильи Репина и отдавали должное его мастерству: категоричный Владимир Стасов называл его работы «народным достоянием», а блестящий знаток искусства Александр Бенуа считал, что Репин «по своему огромному, совершенно из ряда вон выходящему таланту достоин занять одно из наиболее видных мест в истории – и не одного только русского – искусства».

    О той роли, которую Илья Репин играл в русской художественной жизни, очень выразительно написал знаменитый живописец-сказочник Иван Билибин: «Во времена детства… мы знали, что царь зверей – лев, а царь птиц – орел; …что лучшая картина в мире – «Сикстинская мадонна», что первый из русских поэтов – Пушкин, из композиторов – Глинка, а из современных нам художников – Репин».
    5
  • Василий Поленов. Гимн в честь красоты
    В 1878 году Василий Поленов отправил на передвижную выставку небольшую картину, сопроводив её письмом на имя Ивана Крамского, в котором писал: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время».

    О том, как эта «незначительная вещь» стала одной из самых известных картин в истории отечественной живописи, о поисках и открытиях Василия Поленова поговорим на очередной этой лекции.
    6
  • Валентин Серов. Между прошлым и будущим
    Кто бы ни писал о Валентине Серове, все исследователи говорят, что он – один из наиболее выдающихся художников в истории отечественной живописи, вот только роль его оценивают по-разному: одни называют Серова «великим портретистом старого типа», другие указывают на его безусловное новаторство в искусстве. Пожалуй, наиболее точное определение дал художник Сергей Маковский, который на вопрос «Что же такое живопись Серова?» ответил: «Урок русской живописи. Серов стремился вперед, сохраняя лучшее наследие прошлых лет нашей школы».

    Несколько историй из жизни одного из самых прославленных российских живописцев – на этой лекции.
    7
  • Исаак Левитан. Чародей настроения
    «Левитан - это художник, который так ясно, таким чистым, таким пленительным голосом спел свою песню о русской природе, что… трудно встретить зрителей, которые, подходя к его произведениям с открытой душой и сердцем, останутся равнодушными, не попадут под обаятельную, удивительную искренность и влюбленность Левитана в русскую природу, не подпадут под обаяние его редчайшей способности передавать все оттенки, все особенности характерных признаков и черт природы средней полосы России», - писал прославленный художник Борис Иогансон.

    О жизни и творчестве Исаака Левитана поговорим на этой лекции.
    8
ЛЕКТОР
Кандидат философских наук, доцент МГУ им. М.В. Ломоносова, руководитель программы «Управление в арт-бизнесе» ИОН РАНХиГС, автор циклов популярных лекций об искусстве.
В разные годы работал в частных художественных галереях, интернет-проектах, на телевидении. Эксперт по вопросам арт-рынка, аукционист.

Автор книги «Занимательные истории о русских художниках» (2019) и множества статей об искусстве в массовых периодических изданиях.

АРМЕН РУБЕНОВИЧ АПРЕСЯН
Задайте вопрос или поделитесь впечатлениями :)
Мы с удовольствием отвечаем на ваши письма