МЕНЮ
Шедевры зарубежной литературы
Авторский курс Леонида Немцева

  • 9 лекций, более 20 часов видео
  • смотрите в удобное время с момента оплаты
  • доступ к материалам открывается навсегда
  • стоимость 5500 рублей
    О КУРСЕ
    В этом лекционном курсе вы вспомните только проверенные временем и высоким вкусом шедевры, в которых, однако, сохраняется привлекательная тайна.

    То, что вам встретился несомненный шедевр, проверяется мурашками по спине и изменением в мышлении (а иногда и в насыщенности жизни). Но бывает и так, что литературный шедевр - крепкий золотой орех, с которым нужно повозиться. Нужна помощь волшебной белочки или космических щипцов. Эту помощь и постарается оказать данный курс.

    В курс вошли лекции:
    1. О «Превращении» Кафки
    2. Кто это, Шекспир?
    3. Франсуа Рабле: Литература вне идеологии
    4. Гюстав Флобер «Госпожа Бовари»
    5. Японская поэзия
    6. Вертер
    7. Дон Кихот
    8. Гамлет
    9. «Новая Жизнь» Данте
    ПРОГРАММА КУРСА
    • О «Превращении» Кафки
      В советские времена ходила такая шутка, немного искажающая «Марш авиаторов»: «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью». Это означает, что Кафка воспринимается как что-то пугающее, страшное. Возможно, имеется в виду критическое искусство, фиксирующее страшное искажение реальности и даже опасное для сознания. При этом Кафка в большей степени ироничный писатель и довольно здравомыслящий художник.
      Эстетику Кафки мы разберём при помощи великолепного читателя, В.В. Набокова. И с «Превращением» легко будет разобраться. А философию Кафки разбирали Вальтер Беньямин, Теодор Адорно. Их книги стали знаменитыми даже раньше, чем стало известно творчество Кафки. С этим феноменом следует разобраться.
      Почему мир стал так пугать?
      Почему мир, проникший в искусство, собравший творческую демиургическую энергию, вдруг стал не завораживающе страшен, а страшен так, что от него нельзя отделаться?
      Какого Кафку мы делаем былью? Ироничного и мудрого или напуганного и деструктивного? Чтобы понять это, надо с ним встретиться.
      1
    • Кто это, Шекспир?
      Кто стоит за именем Шекспира и как это помогает читать его произведения – разговор старый. Но, кажется, он близок к итогу, благодаря трудам Ильи Гилилова и Марины Литвиновой. Дело не в том, что перед нами одна из правдоподобных версий, перед нами – откровение, так как оно способно повлиять на современное художественное мышление. Именно о прочтении Шекспира и пойдет речь на нашей встрече.
      2
    • Франсуа Рабле: Литература вне идеологии
      Рабле всю жизнь был любознательным читателем и философом в античном понимании. Когда францисканцы наказали его за чтение древнегреческих авторов, он перешел к бенедиктинцам, потом практиковал медицину. Он не собирался таить свои знания, он хотел ими делиться.
      Сначала он начал издавать Календари, где для простых людей содержалось множество полезных сведений и, конечно, много смешного. А потом писал книги о Пантагрюэле и его отце Гаргантюа.
      Основной секрет этих книг - дайджест отборной мудрости веком представленный в забавном полусказочном изложении. Великаны в этом романе - это люди новой формации, люди гуманистического века, люди эпохи Возрождения, способные путем воспитания вернуть себе изначальное божественное величие.
      Рабле не поучает, не учит чему-либо, он показывает срез мирового устройства. Так появляется новый тип образованного мыслителя - Ученый. Вера в равновесие и гармонию остается с Рабле навсегда, для него нет красивого и безобразного, важного и неважного. Он открывает мир, а не создает идеологию.
      3
    • Гюстав Флобер «Госпожа Бовари»
      Госпожа Бовари - первая, кто узнал тяжесть кредитной "матрицы". И это касается не только денежных вопросов, не только отношений с материальным миром, но является встречей с теневой стороной европейской цивилизации. Хроника провинциальных нравов становится научным исследованием пошлости.

      Была литература до "Госпожи Бовари" и литература после неё. Это совершенно новый вид словесного искусства.

      Работа над романом и основные приметы его магии будут рассмотрены в нашей беседе.
      4
    • Японская поэзия
      Как выглядела традиционная японская поэзия-вака на примере поэтической антологии «Манъёсю»? Вака идёт от переживаний человека к описанию природы. Основной жанр поэзии вака – пятистрочная танка, основной стиль – рэнга (сцепляющиеся строфы).

      Мы часто склонны противопоставлять Восток и Запад, тогда как в глубине их очень много общего. Появление Мацуо Басё похоже на появление Франсуа Вийона.

      Как проявляется и как меняется японская поэзия? Что такое «смотрение цветов»? Чему можно поучить у древних японцев?
      5
    • Вертер
      Мы живём в мире Вертера, знаем мы об этом или нет. Вертер – это прямой наследник Гамлета, исправленный, отшлифованный, доведенный до совершенства. Если Гамлет имитирует безумие, то Вертер совершенно точно проповедует свободу от разума ради правды сердца.
      Вертером движет не альтруистический интерес к людям и забота о них, а эгоистическое стремление сохранить свой душевный комфорт.
      Это связано с монологом Гамлета. И вообще во всей последующей литературе стоит вопрос "Быть или не быть?" Если быть, то как? В каком качестве? Быть ли дрожащей тварью?
      Фактически вопрос «быть или не быть» так и остался в романтизме нерешенным, он приводит к культуре саморазрушения и любования своей смертью в модернизме, к постапокалиптическому существованию – любованию собой после смерти – в постмодернизме. Мы же не замечаем, что рациональная расшифровка термина «пост-модернизм» невозможна. После-современности идёт не футуризм, не будущее. Жизнь возможна только здесь и сейчас. После современности идёт смерть!
      6
    • Дон Кихот
      История Дона Кихота была задумана как пародия на рыцарский роман, но стала идеальным воплощением рыцарства. Оруженосец Санчо воспринимается как антипод господина, но он самый верный носитель его идей. Дульсинея - только усовершенствованная проекция крестьянки Альдонсы из Тобоссо, но без неё наше понимание любви приняло бы совсем другой облик.
      Книга о том, как воображаемый мир не только становится желанным, но побеждает и спасает высшие ценности. Мы встретимся с гениальным образом, без которого непредставима современная мировая культура. Дон Кихот - архетип рыцаря, а всякий рыцарь воплощает в себе Христа. Книга о том, как надо читать книги.
      7
    • Гамлет
      Гамлет - один из архетипов нашего времени, мы сверяем с его образом множество идей и эстетических позиций. Он очень важен для романтиков и остается ведущим образом творческой личности, самостоятельной, парадоксальной, непредсказуемой, лидирующей и одинокой. Такой ли смысл закладывался в этот образ Шекспиром? Мы обратимся к первоисточнику - легенде о принце Амлете из книги Саксона Грамматика "Деяния датчан". Рассмотрим основную линию трагедии, которая непривычно скрыта и неочевидна. Очень может быть, что мы близко познакомимся с подлинным принцем Гамлетом впервые.
      8
    • «Новая Жизнь» Данте
      «Новая жизнь» - первая автобиография, написанная Данте в 1294 году. С того момента мы можем вести отсчет эпохи Ренессанса. С одной стороны, перед нами личная история любви. С другой стороны, эта история перевернула сознание целой эпохи. Повесть в жанре прозометрии. Влияние провансальской поэзии, чья концепция любви была известна Данте. Почему стихи Данте адресованы друзьям, влюбленным, всем дамам, но никогда не адресованы Беатриче? Эта история является прообразом всех современных любовных романов, она совершенно реальна и правдоподобна. Таким является эффект одаренности Данте, который сумел сделать опыт средневековой поэзии личным для каждого читателя.
      9
    ЛЕКТОР
    Кандидат филологический наук, доцент Самарского университета, главный библиотекарь СМИБС. Преподавательская деятельность с 2000 г.

    Ведущий проекта «Лит-механика» и «Уроки русской литературы».

    Курсы, читаемые в «Школе юнгианского психолога» (СПб): «Мифология», «Религиоведение», «Антропология».
    Курс, читаемый в Киношколе TheOneFilm (Москва): «Анализ шедевров мирового кинематографа».
    Писатель, автор романа «Две Юлии» (М., 2017), поэт, сценарист.

    ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ НЕМЦЕВ
    Отзывы слушателей
    Я психолог, работаю в эмоционально-образной терапии. Эти лекции по мифологии просто откровения и переворот сознания. Я прикоснулась к базовому и сокровенному. Давно хотела узнать о символике сказок, но с другой стороны всегда боялась домыслов и отсебятины. Я дозрела и увидела эксперта и увлеченного человека, который к тому же умеет четко давать такой материал, в котором легко заблудиться. Благодарю за этот цикл лекций и буду смотреть следующий!!!
    Леонида Владимировича невероятно интересно слушать! Это очень отзывается и очень помогает мне делать коллекцию одежды, которая сначала была интуитивно связана с инициацией, а теперь и столько материала для базы!
    Задайте вопрос или поделитесь впечатлениями :)
    Мы с удовольствием отвечаем на ваши письма